На торжествах в Аушвице российский президент Путин справедливо указал на то, что и Россия не свободна от воинствующего национализма и расизма, хотя именно в России уделяется большое внимание сохранению памяти о борьбе против фашизма и нацизма.
'Ни одна другая страна не понесла в борьбе против нацистского фашизма таких больших потерь, как мы'. Эти слова выражают всенародное представление, существующее в России, их можно слышать не только по официальным поводам, они составляют также существенную часть школьной программы и внешкольного воспитания. Историческое восприятие, в котором разгром нацистской Германии играет главную роль, глубоко укоренилось в народе, и по праву.
Очевидный парадокс
Еще до сих пор свадьба почти немыслима без того, чтобы гости не поспешили сняться, по крайней мере, у какого-нибудь памятника, посвященного победе над гитлеровскими армиями. 'Парк Победы' в Москве принадлежит к числу самых внушительных сооружений российской столицы, даже если там для западного глаза может показаться наличие излишнего пафоса. С учетом столь выраженного исторического восприятия, связанного с масштабами своих собственных жертв в борьбе против нацистского зла, россияне, казалось бы, должны были бы иметь самый сильный иммунитет к возрождению такой идеологии, - можно было бы подумать. Но это не так. Согласно данным независимой организации 'Московское бюро по правам человека' (www.antirasizm.ru), ни в какой другой стране мира нет столько неонацистов, как в России. В докладе, опубликованном группой к годовщине освобождения лагеря уничтожения Аушвиц-Биркенау, приводится число неонацистских скинхедов в России, их не менее 50000 человек, в то время как во всех остальных странах, согласно данным автора доклада Семена Чарного, - насчитывается около 70000 таких бритоголовых правоэкстремистов.
Беслан как стимулятор
То, что в России благодатная почва для представителей разного рода воинствующего национализма, антисемитизма, расового безумия и откровенного расизма, не ново, это известно со времени распада Советского Союза. Большинство объяснений этого феномена связывается с глубоким чувством оскорбленности, которое широко распространено в России и сегодня. При этом роль в данном случае играют представления о том, что с распадом советской империи была проиграна 'холодная война', но также и подспудное понимание того, что придуманный самими статус больше ни в коей мере не отвечает действительности. Это создает наряду с утратой идеологических и экономических ориентиров идеальную питательную почву, прежде всего, среди молодых россиян, для коварных речей разного рода ослепленных людей. Советская идеология дружбы народов была искусственным, поверхностным налетом, который удалось быстро снять. 'Московское бюро по правам человека' дает в различных докладах возмутительные данные о нападениях антисемитского или расистского характера в самых разных уголках России, чаще всего со стороны молодых скинхедов. Но это не все: становится также ясным, сколь опасно близкими являются отношения представителей националистических политических группировок и русской православной церкви с откровенными преступниками-расистами. Особенно обращает на себя внимание стремительный рост после террористического акта в североосетинской школе в Беслане преступлений в отношении иностранцев и граждан Российской Федерации, внешность которых не соответствует бредовому образу 'чистого славянина'. С сентября до конца прошлого года организация зарегистрировала более 50 нападений, за весь прошлый год, по неполным данным, расистским нападениям подверглись 44 человека.
Помимо этого доклад свидетельствует о том, что политики, отличающиеся националистическими настроениями, тут же взяли на вооружение тему, связанную с Бесланом. В отличие от других террористических актов, например, взрывов домов в 1999 году, сегодня после терактов в качестве темной силы, стремящейся при поддержке зарубежных спецслужб разрушить все, что создала Россия, и чем россияне гордятся, рисуется не только образ 'чеченского террориста', повинного во всех бедах российского общества, но и 'чужака'. Напротив, антисемитизм в таком стимуляторе, как Беслан, не нуждался. Согласно исследованию, цитируемому в другом докладе 'Бюро по правам человека', еще в начале прошлого года 42 процента опрошенных высказали мнение, что влияние евреев в органах власти, в сфере политики, в судебной системе, в области образования и развлечений следует ограничить, а 28 процентов респондентов высказались за создание для евреев специальных поселений.
____________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Насилие и ненависть в России ("The Independent", Великобритания)
Из России с ненавистью ("Time Europe", США)
Расизм по-русски ("Stern", Германия)
Кровь Освенцима в венах Израиля ("ABC", Испания)