Если бы в Европе была не такая плохая погода. Ведь из-за того, что в Киеве отменили вылет самолета, в Брюсселе не состоится торжественное заседание европейских депутатов. Некоторые, подтягиваясь вчера в зал заседаний, были, в частности, с оранжевыми шарфами. Но Виктор Ющенко, собиравшийся поблагодарить парламентариев за поддержку, не прибудет. Плохая видимость. Нечто подобное происходит каждый день и не является чем-то особенным. Только люди заблуждающиеся могут видеть в этом плохой знак для будущих отношений между ЕС и Украиной. Для этого, разумеется, есть основания. Эйфорию по поводу мирного переворота на Украине сменили будни, а они окрашены не в оранжевый, а в серые и тягостные цвета.
Поэтому, быть может, кто-то про себя с облегчением вздохнул, мол, новый президент Украины не прибудет и не станет повторять то, что несколько дней назад говорил в Совете Европы в Страсбурге. Что, дескать, целью его страны является членство в ЕС. Это, кстати, не ново. Того же хотел еще предшественник Ющенко Кучма. Однако после мирного переворота с этой претензией будет теперь не так-то легко. Теоретически путь в ЕС открыт для любой европейской страны, выполнившей экономические и политические условия. А после победы 'оранжевой революции' не было предела надеждам, что Украина будет развиваться по пути демократического правового государства западного образца.
Таким образом, успех Ющенко имеет европейскую сторону медали. Он ставит ЕС перед дилеммой. Если ЕС что и мог бы посоветовать президенту, только что занявшему пост, то лишь то, чтобы 'не ставить этот вопрос сейчас', говорит Хавьер Солана (Javier Solana), курирующий в ЕС внешнюю политику. Этот вопрос, если разобраться, - ходатайство, которым никто в Союзе, за исключением Польши и стран Балтии, не хотел бы заниматься ни сегодня, ни в будущем. Приняв Украину, 'мы подавимся', говорит откровенно Элмар Брок (Elmar Brok), председатель внешнеполитического комитета парламента. Комиссар по вопросам внешней политики Бенита Ферреро-Вальднер (Benita Ferrero-Waldner) напоминает более дипломатично о том, что ЕС 'должен задуматься по поводу своих возможностей продолжать прием'. Он, по мнению многих, уже сегодня перегружен решением по поводу приема Турции.
Но как найти выход из неприятного положения, которое усугубил 13 января сам парламент, приняв решение, которое дает Украине не только 'ясную европейскую перспективу', но и говорит о том, что, в итоге, на повестку дня может быть поставлен вопрос о вступлении страны в Союз? В то время, как депутат от 'зеленых' Мария Анна Излер Бегин (Marie Anne Isler Béguin) с восторгом говорит о грузинской и украинской 'революциях', мечтает о цепной реакции вплоть до Кавказа и превозносит прием всех этих стран как 'безмерную надежду на стабильность на нашем континенте', социалисты и консерваторы лихорадочно ищут выход. 'Наступил момент, когда мы обязаны окончательно договориться', - говорит Мартин Шульц (Martin Schulz), руководитель социалистической фракции. А это означает ничто иное, как то, чтобы снова вернуться к неоднократным попыткам договориться по поводу географических границ ЕС. Христианский демократ дал рецепт, который новым не назовешь, но он может получить совершенно новое звучание. Шульц хочет заняться совершенствованием 'Европейского экономического пространства' (EWR), созданного легендарным президентом Комиссии Жаком Делором (Jacques Delors) в качестве структуры для собирания вместе всех тех стран, которые имеют очень близкие отношения с ЕС, но не могут или не хотят быть его членами. Комиссия по его словам, должна срочно разработать для этого план.
Всего лишь сигнал доброй воли
Ферреро-Вальднер, судя по всему, не против, но не все так просто. ЕС приступил только что к реализации своей новой политики в отношении соседних стран, в рамках которой всем государствам, начиная от Марокко и Египта и кончая Украиной, делается предложение очень тесного политического и экономического сотрудничества с ЕС. Одна только программа действий в отношении Украины включает почти 300 наметок проектов, необходимых для адаптации страны к европейским стандартам. В предстоящий понедельник министры иностранных дел намерены в качестве знака доброй воли сделать некоторые аспекты этой политики более приоритетными, включая введение облегченного визового режима.
Но для украинской стороны этого, видимо, будет недостаточно, и большего требует, прежде всего, Польша. В Брюсселе ни для кого не секрет, что Варшава хотела бы иметь Украину в ЕС не только потому, чтобы не быть самой приграничной страной ЕС на востоке, но и для того, чтобы в ЕС оказалась в результате и Восточная Польша. Впрочем, есть еще некоторые исторические счета, которые Польша имеет по отношению к России. Но именно Россию, говорит Шульц, ЕС не может упускать из виду, регулируя вопросы, связанные со своими соседями. Эмиссары из Германии, Франции, Польши и Литвы не один день ищут тактичную формулировку для министров иностранных дел, которая не закрывала бы, но и не открывала бы двери для Украины. Наибольшие шансы - у 'европейской перспективы'.
Всегда, когда ЕС не удается добиться согласия, он начинает прибегать в поисках решения к большому потенциалу интерпретации - и выжидает. Поэтому у Соланы есть еще второй совет для Ющенко. Лучшее, что Украина могла бы сделать, 'не делать сегодня ошибок', что означает посвятить себя полностью решению 'необходимых задач' в своей собственной стране. Тем самым ЕС отказывает первой из бывших стран восточного блока в перспективе вступления как стимуле для проведения внутренних реформ.