Таллинн, Эстония, 28 января 2005 года. Вальдур Кальдве, как и многие другие студенты колледжа, кажется, постоянно опаздывает на автобус. Но он, по крайней мере, может избежать раздражающе длинных очередей и поисков мелочи в кармане. Все, что ему нужно сделать, когда ему нужен билет на автобус, это послать текстовое сообщение со своего мобильного телефона.
Благодаря тому, что Эстония взяла курс на массовое внедрение новых технологий с целью расширения перспектив развития страны после многих десятилетий советского контроля, г-н Кальдве, студент Эстонского колледжа информационных технологий, может использовать свой мобильный телефон также и для того, чтобы проверить баланс своего банковского счета, заплатить в ресторане за тушеное мясное блюдо "селянка", купить бутылку содовой воды в автомате. . . то есть воспользоваться технологиями, которых нет во многих более богатых странах.
Мало у кого из эстонцев имелся проводной телефон, когда страна получила независимость в 1990 году. Сегодня Эстония лидирует в Восточной Европе по числу абонентов мобильной связи, доступу к широкополосной сети, использованию онлайновых финансовых заявок и услуг электронного управления. Соответственно, высокий уровень овладения информационными технологиями и низкая стоимость рабочей силы привлекли в эту страну инвестиции из-за рубежа, хотя опытных программистов все еще недостаточно для удовлетворения потребностей индустрии, а вступление этой страны в Европейский союз (ЕС) 1-го мая может соблазнить специалистов уехать заграницу в поисках лучше оплачиваемой работы.
"Эстония поднялась наверх из самых низов, но эстонцы всегда старались быть обособленными от остальных граждан Советского Союза и очень сильно желали новых технологий, - сказал Крейг Роулингс (Craig Rawlings), который приехал в Таллинн в 2000 году и сегодня руководит компанией электронных автостоянок, предоставляющих водителям возможность платить за парковку своего автомобиля с помощью мобильного телефона. - "Как только дверь распахнулась, эстонцы просто взорвались".
Как показывает недавнее исследование Генерального директората ЕС по технологиям информационного общества (EU's Information Society Directorate), доля пользователей Интернета в общей численности населения Эстонии в 2004 году перевалила за 52%, в то время как в ЕС, до последнего расширения насчитывавшем 15 членов, она составляла в среднем 46%, а в недавно вступивших в этот альянс Чешской Республике она равняется 33%, в Польше - 20% и в Венгрии - 18%. Прибалтийские соседи Эстонии, Латвия и Литва, имеют долю пользователей Интернета всего лишь 28 и 30%, соответственно.
"Они значительно опережают все другие страны Восточной и Центральной Европы, а также Италию, Испанию и Португалию, - сказал об эстонцах главный экономист Всемирного экономического форума Аугусто Лопес-Кларос (Augusto Lopez-Claros). - Их ближайшими конкурентами являются такие страны, как Южная Корея, Новая Зеландия и Ирландия".
Правительственная программа внедрения перспективных технологий "Прыжок тигра" (Tiger Leap) была начата в 1996 году; в соответствии с ней, были зарезервированы крупные денежные средства на установку компьютеров и обеспечение доступа в Интернет в школах, в то время как велась подготовка школьных учителей в области информационных технологий. В силу очень низкого уровня развития технологий Эстонии не пришлось затрачивать много денег на замену технологий предыдущих поколений - она смогла все начать с чистого листа.
Сменявшие друг друга после обретения независимости правительства Эстонии придавали приоритетную важность разработкам информационных технологий и выделяли ресурсы на их внедрение, сказал директор Эстонской академии электронного управления (E-Governance Academy) Ивар Талло.
Вышеназванная академия была создана для экспорта технических достижений Эстонии в другие страны; она бесплатно подготовила государственных служащих из 17 стран Кавказа, Средней Азии и Балкан. Это бесприбыльная организация, которая содержится на деньги эстонского правительства, Программы развития Организации Объединенных Наций (United Nations Development Program) и Института открытого общества (Open Society Institute).
Политическая воля и совпадение интересов правительства и частного сектора - вот что делает Эстонию лидером Прибалтики по информационным технологиям, сказал Мартин Сельмэйр (Martin Selmayr), пресс-секретарь Европейской комиссии по информации, обществу и средствам массовых коммуникаций. После краха Советского Союза датские, финские, норвежские и шведские компании поторопились начать операции в Эстонии, и сегодня на их долю приходится 75% прямых иностранных инвестиций.
Нордические компании инвестировали в Эстонии в информационные технологии 400 млн. евро и обеспечивают работой около 4000 эстонцев, сказал Март Кивине, директор маркетинга и коммуникаций в государственном агентстве "Enterprise Estonia", которое оказывает поддержку предпринимателям.
Двадцать шведских компаний, в их числе "Ericsson" и "TeliaSonera", активно действуют на эстонском рынке, сказала Петра Мартинссон (Petra Martinsson), специальный уполномоченный Шведского торгового совета (Swedish Trade Council). Г-жа Мартинссон ожидает, что в ближайшем будущем число этих компаний возрастет, указывая как на привлекательные факторы на простую налоговую систему Эстонии, на эффективность ее чиновников и на отсутствие коррупции.
"Многие шведские компании информационных технологий имеют здесь партнеров. Местные специалисты имеют большой опыт и предлагают множество новинок", - сказала г-жа Мартинссон.
Частный сектор поддерживает стремление эстонского правительства ускоренными темпами развивать в стране информационные технологии. Телекоммуникационные компании и банки совместно потратили 2,55 млн. евро на осуществление проекта Look@World, который позволил научить работать в Интернете 100000 взрослых жителей Эстонии.
Как сообщалось в докладе ЕС о техническом прогрессе под названием "Электронная Европа" (eEurope+), в 2003 году в Эстонии действовали 730 в большинстве своем бесплатных общественных Интернет-терминалов, больше, чем в других странах Восточной и Центральной Европы. Во многих эстонских деревнях места, где обеспечивается доступ в Интернет, настолько популярны, что жителям приходится за несколько дней подавать заявки, чтобы получить возможность в онлайновом режиме управлять своими финансами или проверять свою электронную почту.
В 2005 году расходы на информационные технологии в общественном секторе составят 530 млн. крон (34 млн. евро), сказала Инга Ягомэ, руководитель отдела по связям с общественностью Министерства экономики и коммуникаций Эстонии.
Правительство использует новые технологии также в государственном управлении. В прошлом году 60% налогоплательщиков страны воспользовались правительственным онлайновым порталом, чтобы подать свои налоговые декларации (на 35% больше по сравнению с предыдущим годом). По свидетельству "eEurope+", Эстония по этому показателю вышла на 3-е место в мире, после Дании и Нидерландов.
Можно в онлайновом режиме послать заявление на дородовой отпуск и отпуск по уходу за ребенком. На правительственном веб-сайте помещаются повестки еженедельных заседаний кабинета министров, и этот веб-сайт дает общественности возможность в интерактивном режиме обсуждать готовящиеся законопроекты.
"Я послал свою налоговую декларацию в субботу утром, после того, как заварил чашечку кофе. Мне для этого потребовалось 15 минут и мне не пришлось покидать свое место", - сказал Оларе Илисон, который руководит электронной службой в таллиннском банке "Hansapank".
Однако в Эстонии имеется нехватка специалистов в области информационных технологий, которая не позволяет полностью удовлетворить потребности более крупных компаний. Для страны с населением всего 1,4 млн. человек это серьезный вызов, и поэтому Калле Таммемэ, ректор Эстонского колледжа информационных технологий, считает, что ввиду малой численности населения его страна может иметь не более 5500-6000 специалистов информационных технологий. Для решения этой проблемы правительство, эстонские технологические компании и два университета объединились в совместное предприятие и создали в Таллинне Эстонский колледж информационных технологий. Он принял первых студентов в 2000 году.
Г-н Таммемэ оценивает, что сегодня в Эстонии по профилю информационных технологий обучаются 4500 студентов. Для сравнения, по данным Аниты Йоссон (Anita Jonsson), в Швеции в 2003 году было выпущено 3000 таких специалистов. Хотя это значительно больше, чем в середине 1990-х годов, когда в Эстонии было 1000 студентов, которые обучались по этому профилю, г-н Таммемэ сказал, что стране, если она хочет сохранить свое лидирующее положение в регионе, нужно готовить больше специалистов. В прошлом году дипломы по этому профилю получили всего 40 студентов, сказал г-н Таммемэ.