Романо Проди (Romano Prodi), недавно сложивший с себя полномочия председателя Европейской комиссии, - высшего исполнительного органа Европейского Союза (ЕС) - в свое время сказал, что 'у Украины столько же шансов стать членом ЕС, сколько и у Новой Зеландии'. Сопоставимая по размерам с Францией, эта страна с населением в 48 миллионов человек и самым низким среди всех восточноевропейских стран годовым показателем валового внутреннего продукта (ВВП) долгое время считалась слишком большой и несбалансированной с экономической и политической точек зрения, чтобы всерьез рассматривать возможность ее членства в ЕС.
Для этого существовали еще и геополитические причины. Потеря славянской Украины и ее последующая интеграция с ЕС вызвала бы бурю негодования в славянской России. Помимо всего прочего, в европейском клубе, состоящем из 25 стран, больше нет места для новичков. В прошлом году к нему уже присоединились десять новых членов. Еще четыре страны, включая скандально известную Турцию, рассматриваются в качестве наиболее вероятных претендентов на членство в ближайшем будущем. Ничего нового не произошло, и все же, к счастью, изменилось очень многое.
Благодаря 'оранжевой революции', в ходе которой не испугавшиеся мороза и угрозы насилия толпы демонстрантов смогли добиться отмены результатов сфальсифицированных выборов, эта бывшая республика Советского Союза теперь имеет в своем распоряжении демократически избранного президента, открыто выступающего за начало реформ и интеграцию с ЕС.
Не теряя ни минуты, новый президент Украины Виктор Ющенко уже на этой неделе оказался в Западной Европе, где постарался изложить свою позицию. Пока что реакцию руководства ЕС можно назвать положительной. В понедельник оно разработало план дальнейших действий по снижению торговых ограничений для Украины и увеличению объема инвестиций в экономику этой страны. Заместитель председателя Европейской Комиссии по институциональным отношениям и коммуникационной стратегии Марго Валлстрем (Margo Wallstrem) даже рискнула охарактеризовать перспективу вступления Украины в ЕС вполне 'реалистичной'.
Не все члены Еврокомиссии разделяют ее точку зрения, указывая, как правило, на те же самые причины, которыми руководствовался Романо Проди при метком сравнении Украины с Новой Зеландией. Однако, без сомнения, Виктор Ющенко, рискнувший своей жизнью ради победы демократии, и стоящий за ним украинский народ заслужили четкий ответ, в котором бы говорилось, что вступление в ЕС состоится при условии выполнения необходимых реформ. Возможно, на это уйдут годы, а может быть и десятилетия, но дверь, блокирующая путь к реализации этой возможности, должна начать постепенно открываться.