Вашингтон. - Визит Виктора А. Ющенко в Москву в понедельник, на следующий день после инаугурации в качестве третьего президента Украины, был весьма удачным ходом. Есть надежда, что его переговоры с российским президентом Владимиром В. Путиным станут первым шагом к установлению прочных рабочих отношений между двумя лидерами.
Пока же эти отношения не назовешь иначе, как весьма напряженными. Г-н Ющенко недвусмысленно заявил, что его цель - присоединение Украины к единой Европе и ее институтам. Г-н Путин опасается, что это приведет к изоляции России. Не секрет, что он с большим удовольствием принимал бы в качестве нового президента другого политика - соперника г-на Ющенко на выборах.
В Москве господа Ющенко и Путин делали публичные заявления о будущем сотрудничестве и вообще всячески старались представить результаты встречи в наилучшем свете. Продолжение сотрудничества - дело вполне разумное, учитывая множество связей, существующих между Россией и Украиной. У этих стран - протяженная общая граница, их объединяет история, культурная и языковая близость, а многих россиян и украинцев - еще и родственные отношения.
Кроме того, между двумя странами существуют разветвленные экономические связи. Украина импортирует из России (или через территорию России) все потребляемое в стране ядерное топливо, 90% нефти и 80% природного газа. 90% процентов российского природного газа, экспортируемого в Европу, поставляется по украинским трубопроводам.
Одним словом, обе страны заинтересованы в поддержании хороших отношений. И это вполне возможно. В 2000-2001 гг., занимая пост премьер-министра Украины, г-н Ющенко по-деловому решал все вопросы с Москвой. Его правительство обеспечило своевременную оплату поставок российского газа и покончило с практикой хищения этого топлива из трубопроводов. Российские инвесторы имели относительно свободный доступ к украинской экономике.
В будущем сложной проблемой для господ Ющенко и Путина станут европейские устремления Украины. На первый взгляд, Киев мог бы осуществлять сближение с Европой, сохраняя при этом хорошие, продуктивные отношения с Москвой. Россия, судя по всему, готова с этим согласиться - но только до определенной степени. Министр иностранных дел Сергей Лавров заявляет, что Россия не станет возражать против вступления Украины в Евросоюз. Возможно, россияне считают, что это произойдет лишь в отдаленной перспективе, учитывая, сколько времени понадобилось ЕС, чтобы провести прошлогоднюю волну расширения.
Одним из деликатных вопросов станет судьба российских предложений о создании Единого экономического пространства (ЕЭП), участниками которого должны стать Россия, Украина и другие постсоветские государства. В Москве г-н Ющенко заявлял, что не исключает возможности присоединения Украины к ЕЭП, однако это может затруднить ее вступление во Всемирную торговую организацию и расширение торговых связей с ЕС - а обе эти задачи имеют для него приоритетное значение.
Куда более неприятным для Москвы является вопрос об отношениях Украины с НАТО, особенно если та пожелает стать членом этой организации. Для того, чтобы вступить в ее ряды, Киеву необходимо сделать две вещи: во-первых, продемонстрировать, что страна может внести реальный вклад в межатлантическую систему безопасности. В какой-то степени таким вкладом можно считать участие украинских воинских контингентов в миротворческой операции на Балканах и коалиционных силах в Ираке. Во-вторых - и это главное - Украина должна провести реформы, полностью соответствующие натовским ценностям. Осуществление политических и экономических преобразований, которым, как ожидается, займется правительство г-на Ющенко, способно сильно приблизить Украину к членству в НАТО.
Ни НАТО, ни Киев, не должны предоставлять России 'право вето' на вступление Украины в Атлантический альянс. Однако, не закрывая Украине путь в Европу, необходимо найти способ учесть озабоченность России в связи с этим процессом. Таким решением является более энергичное развитие отношений между Россией и НАТО. Со времен старта в 1997 г. в этих контактах достигнут значительный прогресс, однако их результаты явно не соответствуют имеющемуся потенциалу. Многие в России все еще смотрят на НАТО через призму Холодной войны, и это слишком часто становится причиной прохладного отношения к Атлантическому альянсу. Благодаря целенаправленным усилиям отношения России и Украины с НАТО могли бы развиваться параллельно.
У альянса и России уже есть совместная программа действий, связанная с общими угрозами, например, распространением оружия массового поражения и терроризма. Углубление взаимодействия по этим вопросам, в том числе создание совместного натовско-российского потенциала реагирования на упомянутые угрозы, приведет к укреплению сотрудничества и общему улучшению отношений между Москвой и альянсом.
В ходе контактов с Кремлем правительства США и других стран НАТО должны четко заявить, что поддерживают не только стремление Украины вступить в ЕС, но и укрепление отношений между Западом и Россией. Тогда речь уже пойдет о том, какой путь выберет сама Москва - попытается ставить Украине препятствия, или активизирует сотрудничество с Западом.
Стивен Пайфер - отставной дипломат. В 1998-2000 г. он был послом США на Украине, а с 2001 по 2004 г. занимал пост заместителя помощника госсекретаря.
____________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Стивен Пайфер: Дальнейшие действия в отношении Украины ("The Washington Post", США)