Номер за 7 февраля 2005 года. Россия по-прежнему обещает большие барыши, но тут требуются острые локти, говорят менеджеры компании "Prosperity Capital" в Москве.
Инвесторы знают, что Россия способна коварно породить опьяняющие надежды, которые впоследствии не оправдываются, а год 2004-й не способствовал тому, чтобы кого-нибудь в этом разубедить. В период января-апреля 2004 года главная биржа России, Российская торговая система (Russian Trading System, RTS), поднялась на 30%, но впоследствии упала почти на такую же величину. Потоки капитала, хороший показатель экономического доверия, вели себя аналогично: после здоровой 8-летней тенденции уменьшения оттока капитала в 2004 году из страны ушли 8 млрд. долл. частного капитала (в 2003 году было вывезено всего 2 млрд. долл.). Представляется, что все это отражает общее разочарование поведением Владимира Путина в деле "ЮКОСа" и его возрастающим отдалением от либеральных экономических советников. Это угнетает.
Но миазмы способны заслонить благоприятные возможности. В дополнение к ценам на нефть есть и другие хорошие новости для России. Повышение продуктивности крупных предприятий, бурно развивающийся строительный рынок, увеличение доступности кредитов для среднего россиянина и резкий рост объема розничных продаж помогли сохранить в последние 5 лет темпы роста экономики России на уровне 6-7% валового внутреннего продукта (ВВП). Корпоративная Россия при прогнозе 7-кратного роста прибыли в 2005 году имеет один из самых низких в развивающемся мире курсов акций одинакового типа, даже с учетом того, что для компаний в системе RTS в 2004 году предполагается рост прибылей на 25%. Добыча нефти, вероятно, будет увеличиваться.
Можно получать барыши в этих условиях, но для этого нужно постараться. Спросите об этом денежных людей из московской фирмы "Prosperity Capital Management", рыночная капитализация которой составляет 500 млн. долл., главным образом в шведских и американских ценных бумагах. Ее головной фонд "Russian Prosperity Fund", под управлением которого сейчас находятся 220 млн. долл., был организован в 1996 году и имеет около 70% того, что можно назвать русскими "голубыми фишками". Этот фонд не сумел получить прибыль выше той, что обеспечивает RTS, всего 3 раза (в том числе в прошлом году, когда ему не удалось избежать урона, нанесенного упадком "ЮКОСа"). Его комиссионные не такие уж маленькие - он берет до 2%, а ежегодная плата за управление составляет 2,5%. И все-таки, если бы вы 9 лет назад инвестировали 10000 долл. в фонд, доходность которого поддерживается на одном уровне с индексом RTS, то имели бы 35000 долл., тогда как в случае инвестирования в фонд "Prosperity", после выплаты комиссионных, вы имели бы 58000 долл.
Двадцатисемилетний директор инвестиционного фонда Александр Бранис (Alexander Branis) и его команда из четырех человек, все из которых являются гражданами России, используют ортодоксальный подход к определению цены и проводят активную политику в отношении инвестиций. Все компании в их портфелях - в числе которых есть нефтяные, энергетические, телекоммуникационные компании и компании по производству потребительских товаров - были приватизированы ранее или приватизируются сегодня и перестраиваются, в результате чего появляются возможности для роста прибылей и впечатляющего увеличения продуктивности. Они не имеют акций двух популярных контролируемых государством компаний, "Газпрома" или "Сбербанка". Они также избегают растущих компаний, предпочитая искать компании, рыночная капитализация которых оценивается ниже их действительной стоимости.
Однако переходное состояние этих компаний означает, что менеджеры фонда "Prosperity" не могут просто сидеть и считать свои дивиденды. Они входят в правления многих из этих компаний и, когда нарушаются их права как акционеров, они подают в суд на контролируемые олигархами компании. "Важно попытаться преследовать компанию по суду, - сказал недавно Бранис за завтраком в Москве, при этом в его английском чувствовался легкий акцент. - Так же, как и в Штатах".
Фонд "Prosperity" был основан в 1996 году двумя говорящими по-русски шведами, Маттиасом Уэстманом (Mattias Westman) и Паулем Леандер-Энгстромом (Paul Leander-Engstrоm), которые сейчас делят свое время между Лондоном и Москвой и занимаются главным образом развитием бизнеса (хотя они участвуют в решениях относительно судебных процессов). Оба в середине 1990-х годов работали в финансовой сфере в России.
Положение этой компании может показаться донкихотским - даже случайные наблюдатели слышали рассказы о мажоритарных инвесторах, просто крадущих активы, или о директоре компании на Дальнем Востоке, которого держали в заложниках, пока его конкурент отбирал у него компанию. И хотя фонд "Prosperity" верит в судебные иски, он не всегда их выигрывает.
В 2001 году фонд подал в суд за недоплату дивидендов на нефтяного гиганта "Сургутнефтегаз", который входит в первую десятку важных активов этого холдинга с момента его образования в 1996 году. Фонд подсчитал, что "Сургутнефтегаз" на долю которого приходится 13% добычи нефти в России, укрывает прибыли, чтобы избежать выплаты "значительных" дивидендов. После того, как фонд проиграл иск в суде родного для "Сургутнефтегаза" города Сургут в Сибири, он обратился в арбитражный суд в Москве и вновь проиграл. Тем не менее, благодаря этому иску вопрос о дивидендах стал предметом обсуждения в общенациональном масштабе, и в 2003 году Дума приняла закон о дивидендах "Сургутнефтегаза". Компания согласилась начать выплачивать дивиденды - хотя не за прошлые годы. Тем не менее, акции "Сургутнефтегаза" за последние 2 года поднялись в цене более чем в 2 раза.
Но фонд "Prosperity" может похвастать некоторыми чистыми победами, из которых последней и самой выдающейся является его битва за дивиденды с совместным предприятием ТНК-BP, которое было создано, когда BP в 2003 году купила у компании "Alfa/Access/Renova" (контролировавшейся олигархами Виктором Вексельбергом, Леонидом Блаватником и Михаилом Фридманом) контрольный пакет акций холдинговой компании, которая контролировала 93% находившейся в Тюмени ТНК. Тридцатидвухлетний менеджер фонда "Prosperity" Иван Мазалов был предложен в состав правления ТНК-BP, но не набрал достаточного количества голосов. Он говорит, что компания, которая добывает около трети всей нефти BP и в этом году станет крупнейшим нефтедобытчиком России, недоплатила своим 7% миноритарных акционеров около 200 млн. долл. дивидендов. "Они переводят все прибыли BP и крупным российским акционерам вместо того, чтобы выплачивать дивиденды миноритарным акционерам, - сетовал Мазалов во время одного интервью в Москве. - Они ведут себя так же, как олигархи". Он также сказал, что ТНК-BP делала приобретения с помощью фондов, которые должны были пойти акционерам.
Четырнадцатого января компания заявила, что сольет ТНК с остальной частью компании, чтобы удовлетворить миноритарных акционеров. "Мы сделали все возможное, чтобы принудить их к такому шагу, - говорит с некоторой гордостью Мазалов. - Трудно сказать, как: возможно, дело не в сроках, но в условиях. Возможно, сроки тоже сыграли свою роль. Мы им так надоели". Однако он по-прежнему не удовлетворен. "Условия, кажется, близки к сравнительным оценкам активов миноритарными акционерами, но они не затрагивают вопрос о прибылях, которые были направлены не туда, куда требовалось", - говорит он.
Другие инвестиции принесли фонду куда меньше забот. "Russian Prosperity Fund" является вторым по значимости акционером компании "Силовые машины" (6% акций, Бранис входит в состав правления). Эта компания является крупнейшим в России производителем энергетического оборудования, которое она продает у себя в стране и экспортирует в такие страны, как Индия. Олигарх Владимир Потанин продает большой пакет акций в компании "Силовые машины" компании "Siemens", которая привнесет в уже процветающую компанию западный стиль управления. Другой крупный актив, "Сибнефть", иногда сваливают в одну кучу с "ЮКОСом" (эти две компании намеревались слиться, но позже развелись). "Мы сохраняем надежду, что "Сибнефть" не станет мишенью для налоговых органов. Мы по-прежнему полагаем, что дело 'ЮКОСа' является единичным случаем", - заявляет Бранис. Олигарх Роман Абрамович, глава "Сибнефти", в отличие от главы "ЮКОСа" Михаила Ходорковского, не пересекал Путину политическую дорожку.
Менее крупным активом фонда "Prosperity" является "Новошип", вторая по величине в стране компания танкеров для перевозки нефти. Она наживается на резком увеличении цены фрахта для нефти. С точки зрения контроля издержек эта компания не является образцовой, говорит Мазалов, и выражает надежду, что правительство вскоре продаст контрольный пакет акций в этой компании.
"Мы ищем компании, у которых есть целенаправленная стратегия, - говорит Бранис. - Многие компании, например, 'Норильский никель', имеют большие свободные деньги и вкладывают их за границей. Но они мало знают о зарубежных рынках. Если у них нет хороших перспектив роста в России, мы предпочитаем, чтобы они выплачивали дивиденды".
Основатели фонда "Prosperity" надеются стать участниками нарождающегося российского рынка взаимных фондов, который, хотя он и имеет хорошие перспективы, все еще страдает от излишнего регулирования и от отсутствия у россиян опыта работы с управляемыми фондами. Быть может, после того, как парни из фонда "Prosperity" заставят еще нескольких российских капиталистов уважать права акционеров, у инвесторов тоже появится хотя бы минимальное доверие.