Президент Буш начал оговариваться, что его заявления, сделанные в день инаугурации относительно кампании против тирании во всем мире, которую начинают Соединенные Штаты, были скорее выражением некоего общего идеала, нежели программным политическим заявлением. В общем, разумно сказано, тем более что никто всерьез не верит в то, что Америка в один день перевернет, скажем, свои отношения с Россией и Китаем.
Однако то, что произошло на прошлой неделе - 'шаг вперед, два шага назад' - дает почву для невеселых мыслей: может случиться так, что, пообещав в своей речи, будто нарочно написанной для учебников истории, совершить 'величайшие достижения в истории свободы', Буш в действительности не пойдет ни на какие значительные перемены. Если так и будет, то его второй срок просто нанесет, в дополнение к первому, еще один удар по мировому престижу и влиянию Соединенных Штатов; и диктаторы, и их противники будут считать любые заявления, доносящимся из Америки, проявлениями пустословия и лицемерия. А сам Буш войдет в историю как какой-нибудь 'бахвал из Белого дома'.
При этом на практике у президента есть все возможности для того, чтобы оправдать собственные слова и при этом не начинать новых войн и не рвать отношения со своими важнейшими союзниками. Однако этим нельзя заниматься, просто 'наезжая' на слабые страны-изгои, вроде Беларуси и Бирмы, по списку, составленному госсекретарем Кондолизой Райс. Чтобы достичь каких-то реальных результатов, Бушу придется наконец взяться за разрешение противоречия между достижением демократических идеалов, с одной стороны, и оборонно-экономическими интересами страны, с другой, от которого он уклонялся в течение всего своего первого срока. Причем сделать это предстоит там, где выбор будет всего труднее: в Пакистане, в Египте и - да, в России. В каждом из этих случаев к него есть возможность чуть-чуть больше положить на ту чашу весов влияния Америки в мире, которая выражает ее стремление к достижению своих демократических идеалов.
Начнем с Пакистана. Сейчас представители Администрации постоянно говорят о военном режиме, возглавляемом Первезом Мушаррафом (Pervez Musharraf), как о какой-то бесценной китайской вазе: если с ним грубо обращаться, твердят они, он может расколоться и вывести на большую дорогу какое-нибудь экстремистское движение вроде 'Талибана', в руки которого попадет его ядерный арсенал. Именно в этом генерал Мушарраф и хочет уверить Вашингтон, и именно поэтому он спокойно провел в президентском кресле вот уже пять лет, попустительствуя 'Талибану' на территории Пакистана и другой рукой репрессируя светские и прозападные демократические партии, у которых перед этим отнял власть в результате военного переворота.
Бушу нет необходимости немедленно разрывать отношения с Мушаррафом или прекращать перечисление миллиардов долларов американской помощи, которую он обещал этой стране. Всего-то и нужно, что отдать указания своим людям в правительстве и тех неправительственных организациях, что с ним сотрудничают, на разработку программы поддержки Пакистанской народной партии (Pakistan People's Party) и Мусульманской лиги (Muslim League), а также других светских организаций и институтов гражданского общества, с тем чтобы помочь им восстановиться и наладить работу.
Фактически американцам не придется делать ничего, что не делается уже в Палестине. Тем временем на Мушаррафа можно будет оказывать давление, заставляя его идти на диалог с этими партиями, а не с исламскими экстремистами, с которыми он до сих пор поддерживает контакты. Нужно, чтобы он обязался предоставить им полный свободный доступ к участию в следующих парламентских выборах, которые пройдут через два года. Конечно, Мушарраф посопротивляется для вида, но за 600 миллионов долларов в год и поддержку США в вопросах безопасности это не слишком большая цена.
Номером два в списке идет Египет, в котором правительство продолжает поддерживать 76-летнего президента Хосни Мубарака (Hosni Mubarak) помощью в 1,8 миллиарда долларов ежегодно, но при этом пальцем о палец не ударило, чтобы помешать ему провести еще один 'заказной' референдум, после которого он получил возможность править еще пять лет. Как и Мушарраф, Мубарак пугает Вашингтон глобальными страшилками про то, что свободные выборы приведут к установлению в Каире фундаменталистского исламского режима. При этом те египтяне, которым можно и должно верить больше - к примеру, изгнанный из страны Саад Эддин Ибрагим (Saad Eddin Ibrahim), который мог бы стать кандидатом в президенты - придерживаются совершенно иной точки зрения.
Но и это ничего: Бушу нет никакой необходимости открыто давить на Египет, с тем чтобы уже в этом году там прошли свободные выборы. Просто нужно шепнуть на ухо Мубараку, что больше к нему не будут прислушиваться, когда он снова попытается запретить перечисление в страну из Соединенных Штатов десятков миллионов долларов, предназначенных на развитие демократии. Эти деньги можно с успехом потратить на обучение и поддержку деятельности оппозиционных партий и независимых правозащитных организаций, которых в последнее время стало в Египте очень много. Если же Мубарак попытается прекратить финансирование демократов у себя в стране, кто же тогда будет финансировать его и его армию? Как и в Пакистане, Соединенные Штаты должны представить 'своему' тирану новую форму сотрудничества: мы будем продолжать поддерживать тебя только в том случае, если у нас будет также возможность развивать демократические движения, которые в один прекрасный день сменят тебя.
Эта стратегия уже доказала свою действенность на Украине, где, поддерживая достаточно теплые, но при этом не близкие отношения с президентом-антидемократом, и потратив на поддержку демократических партий и сочувствующих им организаций жалкие 58 миллионов долларов государственных денег, Соединенным Штатам удалось способствовать мирному превращению режима в настоящую демократическую политическую систему. Кроме того, эта стратегия предлагает прекрасную возможность поправить отношения Америки с соседом Украины, Россией, и любимым авторитарным правителем Буша Владимиром Путиным.
На прошлой неделе Буш что-то сказал насчет того, что он лично поговорит с Путиным о демократических ценностях, но когда душеспасительные беседы с такими, как Путин, приносили какой-то результат? Нет, пламенные речи лучше приберечь на потом и делать вместе в Путиным все необходимые дела - а тем временем увеличить объем американской финансовой и образовательной помощи для задыхающихся российских демократов. На этот год на поддержку демократии в России Америкой выделено 43 миллиона долларов - это больше, чем в прошлом году, но не настолько больше, чтобы можно было говорить о каком-то серьезном улучшении.
Конечно, Путину это вряд ли понравится, но он может позволить себе разорвать отношения с США не в большей степени, нежели Мубарак и Мушарраф. И, с другой стороны, Буш сильно рискует тем, что, если в ближайшем году он так и не сделает ничего, чтобы немного осложнить жизнь тиранам Москвы, Каира и Исламабада, его громкие слова, предназначенные для того, чтобы вдохновлять своим примером других, обернутся против него самого.
_________________________________________________________
Избранные сочинения Джексона Дила на ИноСМИ.Ru
Битва за Белоруссию ("The Washington Post", США)
Безудержные амбиции России ("The Washington Post", США)
Агрессивный империализм Путина ("The Washington Post", США)
Россия: Демократия - полезнее для здоровья нации ("The Washington Post", США)
Украина подошла к точке неустойчивого равновесия ("The Washington Post", США)
Говорить правду Путину ("The Washington Post", США)
Соседи г-на Путина ("The Washington Post", США)