28 января 2005 года. Российский премьер-министр ошеломил деловое сообщество, заявив, что секретная служба его страны должна шпионить за крупными корпорациями, чтобы обеспечить экономический рост.
Его комментарии последовали за возглавляемой Кремлем кампанией против нефтяного гиганта "ЮКОС", которая достигла кульминационной точки, когда эта компания объявила себя банкротом после того, как ее главная производственная единица была продана на организованном правительством аукционе в прошлом месяце.
Решение Кремля преследовать "ЮКОС" в уголовном порядке за недоимки по налогам, превышавшие 3 млрд. долл. США, большинство сочло политически мотивированным и связанным с тем, что Михаил Ходорковский, в прошлом богатейший человек России и генеральный директор "ЮКОСа", занялся политикой и встал в оппозицию президенту страны Владимиру Путину.
"Нам по-прежнему требуется помощь Федеральной службы безопасности (ФСБ), чтобы снабжать правительство и исполнительную ветвь власти достаточной информацией. . . которая может создать равное игровое поля для роста бизнесов", - процитировало агентство новостей "Interfax" слова г-на Фрадкова. ФСБ является секретной службой, которая в советскую эпоху была известна как КГБ.
Г-н Фрадков сказал, что спонсируемый государством шпионаж за российским бизнесом способствует "развитию бизнеса и привлечению инвестиций".
Роберт Вайн (Robert Wine), представитель по связям с общественностью корпорации BP, которая ведет широкие операции в России, признал, что удивлен словами г-на Фрадкова, однако отказался критиковать российское правительство.
"Наш генеральный директор лорд Браун многократно говорил, что Россия - страна, которой мы доверяем, - заявил он репортеру "Times Online". - Да, существуют трудности для ведения бизнеса в этой стране, как и во многих других странах, где мы действуем, однако мы по-прежнему заинтересованы в наших совместных предприятиях в России".
Президент Путин в прошлом был полковником КГБ и окружил себя в Кремле целым рядом других бывших офицеров секретной службы, многие из которых являются его советниками по экономическим вопросам.
Российская экономика - наряду с политикой - находится под централизованным наблюдением в советском стиле с момента прихода г-на Путина во власть в 2000 году, хотя истинные масштабы шпионажа за Большим Бизнесом остаются неизвестными.
Г-н Фрадков сказал также, что в 2005 году ассигнования ФСБ будут увеличены на 25%, хотя он не назвал конкретных цифр финансирования этого тайного ведомства. "Руководство страны и правительство делают все, что в их силах, чтобы наша секретная служба ни в чем не нуждалась", - сказал г-н Фрадков.