Это заголовок для черного романа. Дело о памятнике горячит все умы. Оно покрыто туманом. Памятник, изображающий Сталина, Черчилля и Рузвельта в Ялте, созданный Зурабом Церетели, любимым художником московского мэра Юрия Лужкова, уже почти отлит на заводе в Санкт-Петербурге. В высоту он составил два с половиной метра, в ширину пять метров, а бронзы на него пошло три тонны. Это очень скромные размеры для Зураба Церетели, который больше всего любит гигантские воплощения собственных замыслов. 19 января московский сенатор Олег Толкачев благостно сообщил, что статуя будет установлена на месте мемориала на Поклонной горе, посвященного Второй мировой войне. Но уже на следующий день московское руководство стало настойчиво опровергать такую информацию. Олег Толкачев, видимо, ошибся. Творение Церетели предназначено для Крыма, где оно и будет установлено в Ливадийском дворце, месте проведения Ялтинской конференции с 4 по 11 февраля 1945 года, шестьдесят лет назад.
Кто же говорит правду? Размотать какой-нибудь клубок интриг в России не так-то просто. Искусство наводить тень на плетень в России почти такая же популярная народная забава как шахматы. Но, не дожидаясь разгадки, либералы бросились в атаку на 'позорную' статую. По их мнению, и речи быть не может о том, чтобы памятник, в котором присутствует Сталин, был установлен в Москве. Бывший премьер-министр Борис Немцов заявил: 'Это равносильно тому, как если бы в Германии поставили памятник в честь Адольфа Гитлера'.
Валерия Новодворская, лидер Демократического союза, утверждает: 'Для России это означало бы конец любой возможности стать европейской страной!' Правозащитные организации опубликовали открытое письмо протеста против этого плана и осудили 'маниакальное пристрастие столичного руководства возрождать тиранов в бронзе. Совсем недавно собирались поставить памятник Дзержинскому. Теперь они хотят возвеличить Сталина, залившего Россию кровью'
Полемика становится острой. Московская мэрия успокаивает. Что касается Зураба Церетели, то он в США. В его отсутствие два других скульптора вмешались в спор - Михаил Переяславец и Сергей Щербаков. Они авторы 'подлинного проекта', предназначенного для Москвы. Их памятник представляет собой фигуры четырех солдат, одетых в советскую, американскую, британскую и французскую униформу. Позади них предполагалось возвести двадцатиметровый гранитный обелиск с эмблемой ООН. Якобы этот скульптурный ансамбль одобрил сам Зураб Церетели, президент московской Академии изящных искусств.
Этот 69-летний человек - странная личность. Низенький, кругленький, жизнерадостный и говорливый, он прошел через все перипетии советских времен, перестройки, России времен Ельцина и сегодняшние 'путинские' времена и не обжег крыльев. Естественно, он стал народным художником Грузии и России, а до этого получил звание Героя социалистического труда. Ничто не может поколебать его жизнерадостности и оптимизма. И все же ему было обидно, что от его статуи Колумба, высотой 126 метров, отказались все американские города, которым он ее предлагал. Да и в Москве 'придворный скульптор', как его называют, стал жертвой кампании по дискредитированию, доставившей ему немало хлопот. В московских художественных кругах сочли его творение, посвященное Петру Великому, 'чудовищным'. Хулиганы даже попытались его взорвать. Доведенному до крайности Юрию Лужкову удалось отменить объявленный в Москве референдум о сносе 'чудовища'. Но оно по-прежнему возвышается над стрелкой Москвы-реки. Москвичи прозвали его 'терминатором'. Когда они проходят мимо него, дети показывают пальцами и пугаются.
Какие новые происки замышляет Зураб? Что готовит московская мэрия да и сам Кремль в связи с торжествами, намеченными на 9 мая этого года по случаю шестидесятилетия победы над нацистской Германией? Реабилитацию Сталина? Бесчисленные памятники Отцу народов, который некогда укреплял моральный дух самых темных обитателей затерянных в тайге деревень. Сейчас их осталось всего три. Один в Москве у кремлевской стены. Другой в Беслане, где недавно кровавый захват заложников в школе стоил жизни более 170 детям. И третий в северной Осетии. Однако новые бюсты или памятники были тайно установлены в Челябинске, Калининграде и Ишиме Тюменской области. Вице-президент автономной республики Крым Владимир Казарин охотно признает, что в Ялте предусматривалось установить памятник Сталину, Рузвельту и Черчиллю и что его автор именно Зураб Церетели. И, наконец, в Белгороде, недалеко от границы с Украиной, местные власти также собираются соорудить памятник Сталину, потому что он был 'гениальным полководцем'.
Злые языки уверяют, что в день капитуляции Германии Владимир Путин поднимает тост за товарища Сталина. Недавняя годовщина освобождения Освенцима дала российскому президенту повод напомнить о том, что ни одна страна не заплатила такую высокую цену за победу в войне как СССР, потерявший 27 миллионов человек. Станет ли следующее 9 мая подходящим моментом, чтобы воздать почести Сталину, повинному в миллионах смертей в Гулаге и на Колыме? Станет ли способный к любым перевоплощениям скоморох Зураб Церетели со своим памятником ялтинской тройке пособником помилования человека, 'укравшего' Центральную и Восточную Европу из-под носа у сэра Уинстона Черчилля и президента Франклина Рузвельта?