Многие россияне опустошают кошельки против своей воли, утверждая потом, что они стали жертвами так называемого 'уличного гипноза'. Эта проблема, как оказалось, имеет глубокие корни
Он был поразительно хорош собой - томный взгляд карих глаз, волосы собраны в конский хвост на затылке, роскошный стильный костюм. На руке у него был большой дешевый перстень, от которого Ольга никак не могла отвести глаза, пока он совершал перед ее лицом медленные пассы руками.
'Он говорил какую-то чушь', - вспоминает она. О том, что оставил свой бумажник в такси. О том, что должен был встретить кого-то в аэропорту 'Шереметьево'. О том, что не помнит, где живет.
Ольга предложила ему семь тысяч рублей (приблизительно 250 долларов США) на такси, но он сказал, что этого будет недостаточно. Затем они каким-то загадочным образом оказались у нее в квартире, где женщина открыла сейф и отдала мошеннику 500 долларов. 'Могу я взять еще? - спросил он. - Могу я забрать те семь тысяч, что лежат у тебя в кошельке?' Не произнося ни слова, Ольга выложила перед ним содержимое своего портмоне.
Когда они спускались вниз на лифте, Ольга знала, что этот человек вор. Она прекрасно понимала, что должна потребовать свои деньги назад, пока еще не поздно. Но, к своему удивлению, не смогла даже открыть рот. 'Я находилась в трансе', - вспоминала она позже.
Почти сразу же после того, как незнакомец исчез за углом, с Ольгой случилась истерика, она позвонила близкому другу, который убедил ее обратиться в милицию. Выслушав ее историю, оперативники понимающе закивали головами. 'Цыганский гипноз', - объявили они со знанием дела.
Подобные старые как мир истории о цыганских проказах регулярно находят отражение в журналах учета преступлений в московских отделениях милиции - ежегодно сотни людей утверждают, что расстались со своими деньгами во время, казалось бы, случайных встреч с незнакомыми людьми. Многие из них уверены, что впадали в гипнотический транс под воздействием подавляющих волю взглядов, неразборчивых заклинаний и угроз, предвещающих жуткие проклятья для дорогих их сердцу людей.
Для многих циничных сотрудников московского уголовного розыска, чьи столы завалены делами о криминальных разборках и случаях мошенничества в особо крупных размерах в предпринимательских кругах, сама идея существования уличного гипноза представляется пустой болтовней. Далеко не так категоричны простые россияне, которые с детства верят в сказки о вампирах и ведьмах, а повзрослев - в истории о сверхестественных способностях человеческого разума.
В начале прошлого столетия императрица Александра Федоровна, жена Николая Второго, попала под влияние 'сумасшедшего старца' Григория Распутина, который якобы обладал мощными гипнотическими способностями. Покойный советский генсек Леонид Брежнев держал при себе личного экстрасенса, помогавшего ему бороться с последствиями тяжелой болезни. После того как в личном кабинете бывшего президента России Бориса Ельцина была найден таинственный передатчик, в его окружение появился специальный 'консультант по вопросам безопасности', в чьи обязанности входила защита российского лидера от 'внешнего психофизического воздействия'.
В 2001 г. Владимир Путин подписал закон, запрещающий использование 'электромагнитных, инфразвуковых. . . излучателей' и другого оружия психотропного воздействия, используемого с целью причинения вреда здоровью людей. В официальном пояснении, сопровождавшим закон, было сказано, что российские ученые работают над созданием 'эффективных методов дистанционного влияния на человека'.
Не раз известные российские гроссмейстеры признавались в том, что их игре в значительной степени способствовали гипнотизеры, сидящие среди зрителей. Долгое время Гарри Каспаров не стеснялся открыто благодарить азербайджанского экстрасенса Тофика Дадашева за то, что тот помог ему в 1985 г. завоевать вожделенный титул чемпиона мира по шахматам в поединке против соотечественника Анатолия Карпова, в распоряжении которого, к слову сказать, также был опытный специалист по гипнозу.
'То, чем я там занимался, нельзя назвать гипнозом в научном понимании этого слова', - объяснял позднее Дадашев. Он сказал, что 'создал позитивную энергетическую и психологическую атмосферу, благодаря которой Каспарову, в отличие от его противника, было проще играть'.
По мнению российских социологов, в последнее время притягательность мистицизма только усилилась главным образом из-за сурового экономического климата и бешеного спроса на оккультные науки, ограничения на который были сняты после распада Советского Союза.
'Многие люди живут сегодня на грани отчаяния, сложившаяся экономическая ситуация унижает их самих и разрушает их семьи, - считает Елена Башкирцева, президент независимого социологического центра 'Башкирцева и партнеры'. - Экстрасенсы, маги и ведьмы привлекают их. . . из-за собственной уязвимости и отчаяния'.
В правоохранительных органах утверждают, что за подобными уличными преступлениями, как правило, стоят цыгане, которые заочно попадают в список подозреваемых и являются продуктом дискриминации со стороны общества.
'Это люди, которые довели свое мастерство до совершенства; они столетиями отрабатывали подобные трюки на людях, передавая знания из поколения в поколение, - утверждает Тофик Дадашев. - Они способны отключить защитные механизмы у своих жертв и прорваться сквозь их психологическую защиту'.
Многие цыгане начинают смеяться при упоминании уличного гипноза и обвиняют правоохранительные органы в том, что они несправедливо порочат честь и достоинство целого народа. 'У цыган есть собственная уникальная культура и традиции, которые, как и у других народов, основаны на добре, а не на зле, - утверждает Надежда Деметр, доктор исторических наук и вице-президент Международного союза цыган. - Цыганская культура не имеет ничего общего с обманом, воровством и мошенничеством'.
Офицер филадельфийской полиции Луис Сгро (Louis Sgro), признанный специалист по цыганским преступлениям в Соединенных Штатах, говорит о том, что в его практике было много случаев, когда потерпевшие утверждали, что становились жертвами гипноза, однако, исходя из личного опыта, он всегда относился к подобным утверждениям скептически. 'Весь их внешний вид говорил: 'Мне стыдно'. Люди не хотят, чтобы окружающие знали, какими глупцами они были', - отмечает он.
Но здесь, в Москве, многие следователи говорят о том, что в большинстве случаев действия людей просто противоречат здравому смыслу. 'Разве может человек в здравом уме и твердой памяти согласиться на то, чтобы отдать сбережения всей своей жизни незнакомцу на улице?' - спрашивает Валерий Шкарупа, занимающийся расследованием сотен случаев 'цыганского гипноза'.
Анна Ерыгина, 24-летний налоговый инспектор с экономическим образованием, говорит, что гуляла с ребенком во дворе своего дома, когда к ней подошла хорошо одетая женщина, которая поинтересовалась, как ей добраться до местной больницы.
'Я показала ей дорогу и уже собиралась уходить. Но в этот момент я поймала на себе ее пристальный взгляд. Наши глаза встретились. Она сказала: 'Вот смотрю я на тебя, ты хорошая девочка и все такое, но пока еще не знаешь, что в твою семью скоро придет смерть'. Мой отец тогда действительно был очень сильно болен. Она спросила: 'Твой муж был раньше женат?' Я ответила, что нет, но он долгое время имел серьезные отношения с одной девушкой. Тогда она сказала: 'Это ее работа. Она сделала это. Она навела порчу, которая скоро обратится против твоего ребенка''.
По словам женщины, проклятье приведет к тому, что ребенок Анны утонет в ванне. 'Затем она сказала: 'Сейчас ты пойдешь домой. Если у тебя есть желтый металл, собери его и завяжи в платок на три узла. Если в доме есть деньги, то тебе также придется их отдать'.
'Я прибежала домой, - вспоминает Анна. - Я была в истерике. Я сделала все, как она сказала: собрала все деньги и золото - кольца, сережки, браслеты, в общей сложности семь или восемь украшений. . . У нас было много денег, потому что мы только что продали гараж и хотели купить машину'.
Спрашивается, почему Анна Ерыгина, образованная женщина, чья работа заключается в расследовании случаев налогового мошенничества, безропотно отдала незнакомке все свои украшения и более шести тысяч долларов США? Сотрудники милиции говорят о том, что во всех случаях ответ на подобный вопрос будет одним и тем же.
'Я знала, что поступаю неправильно, - вспоминает Анна. - Но у меня было чувство, что я была запрограммирована сделать это. . . Я была под воздействием какого-то заклинания'.
Позже ей показали фотороботы десятков женщин, подозреваемых в совершении подобных преступлений. 'Один из милиционеров сказал мне: 'Это еще что. У нас были люди, которые отдавали по 300 тысяч долларов'', - вспоминает она.
Ежегодно в Москве сотрудники уголовного розыска принимают к рассмотрению от 300 до 400 преступлений, подпадающих под категорию 'цыганского гипноза'.
Они согласны с тем, что зачастую потерпевшие говорят о гипнозе лишь для того, чтобы скрыть собственное смущение оттого, что они позволили так легко себя одурачить. Однако Валерий Шкарупа не сомневается в том, что многие из них стали жертвами профессионалов, в совершенстве владеющих определенными психологическими методами воздействия на человека.
Некоторые эксперты в таких случаях обращаются к концепции нейро-лингвистического программирования, согласно которой при помощи определенной последовательности слов можно ввести человека в полугипнотическое состояние даже, что называется, средь бела дня. Как правило, жертва приходит в себя и не помнит, как лишилась всех своих денег.
'В этом случае потерпевшие вообще ничего не помнят - как будто из памяти вырезали целый кусок', - уверяет директор Центра разработки психологических методов обеспечения коммерческой безопасности, кандидат медицинских наук, полковник милиции Алексей Скрыпников.
По его словам, в середине 90-х годов прошлого столетия российские правоохранительные органы столкнулись с целой эпидемией подобных преступлений. 'Они обратились к нам за помощью, чтобы мы изучили эти дела и дали заключение: что это - продукт чьего-то больного воображения или объективная реальность нашего времени?'.
Психологи вводили потерпевших в состояние гипноза для того, чтобы попытаться воскресить в их памяти момент преступления. 'Люди говорили нам, что они видят. Почти все упоминали встречу с незнакомцем, который манипулировал их сознанием'.
'Незнакомец подходил к ним и требовал выполнить те или иные действия, - вспоминает Алексей Скрыпников. - И я со стопроцентной уверенностью заявляю, что абсолютно нормальными людьми, не находящимися в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, манипулировали профессионалы своего дела, в конечном итоге получавшие от них деньги или ценности и исчезавшие в неизвестном направлении'.
По его мнению, методы, которые используют преступники, отличаются своей простотой и эффективностью.
'Сущность такой техники заключается в том, что форма заменяет содержание. Наш мозг устроен так, что он способен обрабатывать лишь определенное количество информации за определенное время. . . Если же поток информации либо слишком мощный и быстрый, либо, наоборот, чересчур медленный. . . мозговая активность замедляется, и бдительность человека снижается до критической отметки', - объясняет господин Скрыпников.
'Например, когда не в меру болтливый человек начинает говорить слишком быстро, вы, слушая его, начинаете думать: 'Я просто уловлю главную мысль и не буду обременять себя деталями'. С другой стороны, когда лектор дает материал слишком монотонно и скучно, вы уже знаете, что он пытается вам внушить, но он продолжает толочь воду в ступе, поэтому вы его 'выключаете' из своего сознания. И в этот момент вы уже находитесь в своеобразном состоянии гипноза'.
'То, что мы называем 'цыганским гипнозом', основано на том же самом принципе. Мозг человека просто перегружен дополнительной информацией'.
Периодически российские правоохранительные органы проводят выборочные аресты в отличающейся сплоченностью цыганской общине, ведущей, как правило, замкнутый образ жизни. Вместе с цыганами на скамье подсудимых зачастую оказываются и этнические русские, действующие в качестве соучастников преступления и утверждающие позже, что они находились под влиянием сверхестественных способностей своих подельщиков.
Но даже в том случае, когда личность преступника установлена, правоохранительным органам порой очень трудно возбудить дело, утверждает Андрей Кузнецов, один из сотрудников уголовного розыска.
'Даже если подозреваемый оставляет на месте преступления документ, удостоверяющий его личность, мы едем с ним, скажем, в одно из цыганских поселений во Владимирской области и, в конечном счете, каждый раз становимся свидетелями одной и той же сцены: вся община, человек триста, - мужчины, женщины и дети - выходят к нам и наперебой клянутся, что, нет, да что вы, он [подозреваемый] болеет и весь вчерашний день провел в кровати, и все они могут это подтвердить'.
В цыганском квартале в Савелово, что на северо-западе от Москвы, дом местного цыганского барона выгодно отличается от всех остальных строений. В последнее время барон не спешит появляться дома, что, по всей видимости, связано с тем, что он находится в федеральной розыске по подозрению в контрабанде наркотиков.
Действительно, дом кажется необитаемым: двор пуст, а стук в дверь остается без ответа, хотя еле заметное движение все же улавливается за оконными занавесками. Подъезд к дому забит автомобилями последних моделей без номеров. Кто-то рассыпал колоду игральных кард на дороге, слегка припорошенной снегом.
Почти все жители цыганского поселения, попавшиеся нам на глаза, слышали о цыганском гипнозе, но никто из них, по собственному признанию, никогда не думал о том, чтобы использовать его в преступных целях.
'У нас есть сила, которая идет от Бога. Меня обучила этому моя мать, а ее - моя бабка. Эти знания передаются из поколения в поколение', - говорит гадалка Мария Рылевская.
'Мы не делаем ничего плохого, - продолжает она. - Наоборот, мы творим добро. Мы помогаем людям избавиться от порчи или сглаза. Только вот милиция, когда не может раскрыть преступление, совершенное в большом городе, приезжает сюда и с легкой руки обвиняет нас во всех смертных грехах. Они знают, где нас искать. Мы простые люди, которые не умеют защищать сами себя'.
'Конечно же, людей можно загипнотизировать. С точки зрения техники это совсем не трудно. Но это путь к Сатане', - добавляет ее соседка Людмила Гоева.
'Если человек постоянно жалуется на недомогание, то, скорей всего, на него кто-то наложил проклятье. Чтобы помочь ему, мне нужно абсолютно голой выйти в полночь на перекресток и попросить об этом Бога', - говорит она.
'Иногда за свою помощь я беру хлеб или колбасу, которые затем достаются детям. Но я никогда не принимаю деньги. Я бы никогда не стала помогать ради денег'.