Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Свободу Чечне?

Вслед за Чечней свободу могут потребовать и другие регионы

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Объявленный Кремлем план о подписании в ближайшем будущем соглашения о разделе полномочий с промосковским правительством в Грозном вызвал среди некоторых российских аналитиков подозрения в том, что он закладывает почву для постепенного объявления независимости Чечни и что это может вызвать новую волну этнического самоутверждения в других частях Российской Федерации.

Тарту, Эстония - Объявленный Кремлем план о подписании в ближайшем будущем соглашения о разделе полномочий с промосковским правительством в Грозном вызвал среди некоторых российских аналитиков подозрения в том, что он закладывает почву для постепенного объявления независимости Чечни и что это может вызвать новую волну этнического самоутверждения в других частях Российской Федерации.

Подписание договора о разделе полномочий с чеченскими руководителями, которые выступают за сохранение республики в составе Российской Федерации, было составной частью плана президента Владимира Путина по окончанию чеченского конфликта по крайней мере с 2002 года. Действительно, в июне 2003 года в московских средствах массовой информации прозвучал ряд дискуссий по поводу такого пакта, однако уже несколько месяцев о нем ничего не слышно.

По сообщениям агентства РИА Новости от 28 января, такое соглашение было готово к подписанию еще год назад, однако убийство в мае 2004 года чеченского президента Ахмада Кадырова вызвало задержку в его заключении до сформирования в Грозном нового правительства.

Как и большинство кремлевских инициатив при Путине, данное соглашение готовилось в основном без публичной огласки, однако сегодня детали этого документа становятся известны общественности. Две недели назад их опубликовал Таус Джабраилов, председатель промосковского Государственного Совета Чечни. С этого момента они широко обсуждаются в российских средствах массовой информации.

По словам Джабраилова, соглашение предоставляет Грозному исключительный контроль над ресурсами, расположенными на территории Чечни. Оно позволяет чеченскому правительству оставлять в республике все собираемые налоги. Оно призывает Москву ежегодно в течение 10 лет предоставлять республике банковские кредиты на 3 миллиарда рублей, или более чем на 100 миллионов долларов. Оно запрещает 'любое вмешательство (российских) силовых структур во внутренние дела республики'. Оно также предусматривает компенсации чеченским жертвам сталинских репрессий в размере, приблизительно равном 150 000 рублей, или 4 300 долларов в расчете на каждого человека.

Официальные лица в Москве и Грозном заявляют, что именно такой пакет мер необходим для того, чтобы положить конец непопулярной чеченской войне, начавшейся в 1999 году. Однако после крупных российских потерь во время боев на территории Чечни, после террористических актов в Москве и Беслане, в совершении которых россияне обвиняют чеченцев, после того, как простые россияне увидели, как урезаются их льготы, условия данного соглашения вызвали негодование у многих жителей столицы.

В своей статье, размещенной на российском националистическом веб-сайте АПН 24 января, Сергей Маркедонов жестко заявляет: 'Пророссийские чеченские политики мирными средствами получают то, чего создатели независимой Ичкерии Джохар Дудаев и Аслан Масхадов не могли добиться при помощи военных действий - 'отделение' Чечни от России'.

Маркедонов заявляет, что вопреки мнению некоторых московских представителей власти, пророссийские чеченцы и антироссийские чеченцы не так уж удалены друг от друга. По его утверждению, пророссийские чеченцы с умом воспользовались действиями антироссийских чеченцев, чтобы получить от Москвы еще больше средств и обещаний. Он говорит о том, что когда пророссийские чеченцы достигнут своих целей, их сменят антироссийские чеченцы, чтобы использовать полученное от Москвы в собственных целях.

Маркедонов добавляет, что это соглашение угрожает превращением России из федерации в конфедерацию, вопреки стремлениям Путина усилить контроль Москвы над другими регионами страны. Это может привести к тому, что определенные силы в данных регионах могут потребовать, чтобы к ним относились по меньшей мере так же, как к чеченцам, особенно в связи с их 'лояльностью'. Если этим силам откажут, в чем можно быть почти уверенным, возникнут осложнения.

За последнюю неделю многие московские авторы в своих статьях высказывали похожие соображения. В статье, помещенной 26 января на сайте politkom.ru, Дмитрий Багиро отмечает, что чеченцы в последние недели развивают свои наступательные действия против России, и задает соответствующий вопрос: 'Почему Москва должна отплачивать Чечне таким образом?'

Андрей Скробот в своей статье в 'Независимой Газете' от 25 января делает предположение, что такое соглашение может привести к дальнейшему распространению радикального исламизма. Он заявляет: 'Это на деле приведет к такой ситуации, когда представители радикальных исламистских организаций будут все чаще фигурировать в списках МВД и отчетах ФСБ'.

Несмотря на присутствие в этих соображениях логики, есть по меньшей мере три причины, по которым данные высказывания можно назвать преувеличением.

Первое и самое очевидное: возможно, Кремль намеревался использовать заявления Джабраилова в качестве пробного шара для проверки реакции общества на такие шаги. Возможно, чеченского руководителя таким образом использовали еще в конце прошлого года, когда он предложил объединить республики Северного Кавказа. Такое предложение не понравилось никому. Более того, учитывая выражаемое сегодня в обществе негодование, Москва может отступиться от того, что Джабраилов назвал делом решенным и согласованным.

Во-вторых, даже при наилучшем стечении обстоятельств Москва будет выполнять свои обещания только в том случае, если пророссийские чеченцы будут выполнять свои в отношении окончания действий боевиков. Если этого не произойдет, российское правительство не будет считать себя обязанным выполнять собственные обещания, даже если чеченские власти будут выполнять свои. Именно таким образом Москва отказалась от выполнения своей части Хасавюртовского соглашения, которое в 1996 году положило конец первой чеченской войне.

И в-третьих. Сегодняшняя готовность и способность российского правительства использовать имеющиеся у него силы и средства как против исламистских группировок, так и против региональных правительств на всей территории Российской Федерации уменьшает шансы на то, что соглашение с Грозным неизбежно и неотвратимо повлечет за собой те последствия, о которых многие говорят.

Тем не менее, само публичное обсуждение данного соглашения совершенно ясно отражает стремление уставших от войны россиян и чеченцев выйти за рамки существующего конфликта, даже если ни одна из сторон не будет уверена в том, к каким последствиям может привести такой эксперимент по разделу полномочий.