3 февраля 2005 года. Лидер чеченских повстанцев, который стоял за захватом школы в Беслане прошлой осенью, планирует новые операции такого рода, несмотря на его очевидное сожаление по поводу гибели более 330 человек - половина из которых дети - во время нападения в Северной Осетии.
Шамиль Басаев в своем первом после кровавой резни интервью говорит, что он шокирован тем, что случилось (в Беслане), однако он обвиняет россиян в том, что те своими безрассудными действиями предопределили кровавый финал осады. Г-н Басаев, который занимает первое место в списке разыскиваемых Россией преступников, и за голову которого обещана награда в 10 млн. долл. США, так как он обвиняется в многочисленных вооруженных нападениях, сказал, что он готов предстать перед судом за свои действия, но не отказывается от своей войны с Кремлем или от нападений на мирных жителей России.
Интервью с ним, которое сегодня вечером будет транслироваться в новостях по Четвертому каналу, было записано после многих месяцев переговоров через посредников. Съемки были сделаны людьми из окружения г-на Басаева в неустановленном месте в прошлом месяце, а видеокассета была переправлена одному журналисту на Ближнем Востоке.
Г-н Басаев сказал, что первоначально планировал захватить одну или, возможно, две школы одновременно либо в Москве, либо в Санкт-Петербурге, однако отсутствие денег вынудило его выбрать для захвата, "с молчаливого согласия (североосетинского) населения", Северную Осетию, "российский гарнизон на Северном Кавказе", и по этой причине источник всего плохого в разоренной войной Чечне.
Он говорит, что намеревался не дать российскому руководству никакого шанса на то, чтобы прекратить осаду "бескровным путем", вынудив тем самым это руководство прекратить "геноцид чеченского народа". Он утверждает, что никогда не думал, что российское руководство будет готово пожертвовать детьми, однако он говорит, что он "жестоко ошибся", и что он "вовсе не радуется тому, что там произошло".
По его словам, обрушение крыши в школьном спортзале стало результатом использования российскими силами специального назначения огнеметов, а не использования взрывчатки теми людьми, которые взяли заложников.
Бородатый 40-летний полевой командир, который, как считают, скрывается в горах на юге Чечни, выглядит здоровым и свободно говорит по-русски. Он сидит перед плакатом, на котором по-арабски написано "Нет бога, кроме Аллаха, и Мохаммед - его пророк". Он одет в черную тенниску, на которой белыми буквами кириллицы написано "АНТИТЕРРОР". Он разъяснил, что считает террористами людей Кремля, а не самого себя. Он читает вопросы с экрана небольшого портативного компьютера и держит в руках шестиствольный гранатомет, трофей, который был взят на одной российской базе.
Г-н Басаев осуждает то, что он именует "кровавой бойней, которая неистовствует на нашей земле", и цитирует не только Коран и пророка Адама, но также китайского ученого Чен Хе (Zheng He), Уинстона Черчилля (Winston Churchill) и даже Чарльза Дарвина (Charles Darwin).
Г-н Басаев утверждает, что он "готов ответить перед судом за мои действия, за каждый мой шаг, потому что все должны быть равными перед правосудием, независимо от власти, которой они облечены, и от положения, которое они занимают".
Он рассказывает о встрече со своим главнокомандующим и формальным лидером чеченского сопротивления Асланом Масхадовым, который, надо понимать, обвинил своего самого деятельного помощника в том, что в Беслане тот зашел слишком далеко.
Г-н Басаев говорит, что сказал г-ну Масхадову, что "готов предстать перед шариатским судом и ответить за все, если этот суд решит, что я виновен и должен быть наказан". Он говорит, что подобный суд невозможен до тех пор, когда закончится чеченская война. Он готов объявить перемирие и начать переговоры с россиянами, но только после полного вывода российских сил из Чечни.
Г-н Басаев заявляет: "Мы планируем в будущем новые операции по типу бесланской, потому что нас к этому вынуждают".
Оправдывая свои нападения на гражданские объекты, он заявляет: "Мы ведем войну и мы учитываем реалии, а не то, есть ли у людей в руках оружие. Мы принимаем в расчет их участие в этой войне. Народ, который одобряет политику Путина, народ, который платит налоги, идущие на финансирование этой войны, народ, который посылает на эту войну своих солдат, священников, окропляющих их святой водой. . . Как могут эти люди быть безвинными? Они просто не носят оружия. Российские граждане являются соучастниками этой войны, хотя, возможно, и не держат в руках оружия. Мы считаем мирными людьми тех, кто не платит налогов на эту войну, тех, кто сам не участвует и открыто выступает против этой войны".
Интервью г-на Басаева, скорее всего, сделает положение президента Путина еще более неловким. Вторая чеченская война идет с сентября 1999 года, когда г-н Путин был премьер-министром, а обещание покончить с сепаратистскими повстанцами помогло его избранию в президенты в марте 2000 года.
С тех пор боевые действия стали гнойной раной Кремля, и, несмотря на строгий контроль над средствами массовой информации (СМИ), недовольство внутри России усиливается. Такие события, как трагедия в бесланской школе, вызывают глубокий шок во всем российском обществе и приближают эту войну к домам россиян.
Повстанцы, которые в мае прошлого года уничтожили промосковского президента Чечни Кадырова, атакуют не только гражданские объекты. Г-н Басаев заявляет в своем интервью, что в прошлом году они осуществили 15 крупномасштабных нападений на российские военные объекты, в том числе четыре нападения, в которых приняли участие от 200 до 300 моджахедов.
На веб-сайте повстанцев вчера сообщалось, что Басаев приказал своим войскам приостановить наступательные действия до 22 февраля как знак доброй воли. Это сообщение на веб-сайте www.kavkazcenter.com не удалось сразу же проверить.
События из жизни Басаева
1965 год - Родился в чеченском селении Ведено;
1991 год - Встает на защиту Бориса Ельцина в Белом доме в Москве. Угоняет самолет из России в Турцию, чтобы привлечь внимание к Чечне;
1993 год - Воюет с абхазскими повстанцами против Грузии;
1994 год - Телохранитель Джохара Дудаева, президента чеченских сепаратистов. Руководит обороной Грозного от России.
1995 год - Захватывает сотни людей в больнице Будденовска, после того, как в ходе российского налета были убиты члены его семьи;
1996 год - Возглавляет освобождение Грозного. Проиграл на президентских выборах в Чечне;
1999 год - Россия предлагает награду за его поимку;
2000 год - Теряет ступню в результате подрыва на мине;
2002 год - Жив спустя 3 месяца после того, как Россия объявила его мертвым. Берет на себя ответственность за захват московского театра;
2004 год - Берет на себя ответственность за убийство чеченского президента. Обвинен в том, что спланировал захват бесланской школы.
____________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Россия обвиняет Channel 4 в поддержке Басаева ("The Independent", Великобритания)
России не удалось помешать передаче в эфир интервью с главным чеченским террористом ("The Times", Великобритания)