Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Уроки цунами

Реалисты отмечают, что в длительной гонке между окружающей средой и технологией, последняя, похоже, пока проигрывает.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сумма, предоставленная Соединенными Штатами пострадавшим от цунами государствам, показалась скупердяйской в сравнении с теми, что были выделены странами намного беднее Америки. Малонаселенная Австралия предоставила сумму, более чем в два раза превышающую американскую помощь; Япония пообещала выделить почти на 50% больше, а Европа - больше в 5 раз. Это заставило многих наблюдателей задуматься над тем фактом, что самая богатая страна на планете обычно крайне мелочится при предоставлении внешней помощи

Из катастрофы, которая привела в Азии к таким масштабным разрушениям и такому количеству человеческих жертв, можно извлечь множество уроков. Телевидение по всему миру транслировало прямые репортажи с места трагедии, что стало доказательством силы глобализации. В действительности именно в такие моменты мир по-настоящему кажется 'глобальной деревней'.

Разумеется, сложилось впечатление, что новость о размерах катастрофы несколько задержалась на пути к техасскому ранчо Джорджа Буша (George Bush) в Кроуфорде. Но в итоге президент все же принял решение прервать свой отпуск и предоставить помощь пострадавшим. Впоследствии размер помощи был пересмотрен в большую сторону, что произошло в обстановке международного соперничества, обещавшего оказать поддержку тем, кто в отчаянии ждал ее.

Сумма, предоставленная Соединенными Штатами, показалась скупердяйской в сравнении с теми, что были выделены странами намного беднее Америки. Малонаселенная Австралия предоставила сумму, более чем в два раза превышающую американскую помощь; Япония пообещала выделить почти на 50% больше, а Европа - больше в 5 раз.

Это заставило многих наблюдателей задуматься над тем фактом, что самая богатая страна на планете обычно крайне мелочится при предоставлении внешней помощи, что еще больше ощущается, если сравнивать эти цифры с затратами на оборону и проведение военных кампаний.

Произошла катастрофа международного масштаба, а потому было бы вполне естественно, чтобы Организация Объединенных Наций взяла под свой контроль распределение предоставляемой гуманитарной помощи. К сожалению, Соединенные Штаты попытались возглавить 'основную группу' и взять на себя руководство программой по оказанию помощи, не замечая при этом тех мер, которые уже предпринимались ООН в регионе, и затраченных этой организацией усилий. Подобное стремление США повсеместно было воспринято как очередная попытка подрыва мультилатерализма.

Неизвестно какими мотивами Соединенные Штаты руководствовались, но позднее они решили присоединиться к работе ООН. Объяснения подобного шага, данные американским правительством, стремившимся скрыть, что США присоединились к Организации Объединенных Наций из-за отсутствия желающих разделить их усилия, должного впечатления не произвели.

Помощь некоторых стран региона была поистине впечатляющей и продемонстрировала насколько по-настоящему эффективны и действенны управляющие этими странами правительства. Подтверждением тому служит множество фактов: Таиланд направил представителей в пострадавшие районы страны для оказания помощи своим гражданам, помог вернуться домой тем, кто лишился денег и документов, оказал медицинскую помощь раненым, организовал систему по идентификации тел погибших, решал вопросы, возникшие из-за нехватки пластиковых мешков для трупов и отсутствия холодильных установок для их сохранения.

Власти таких стран как Таиланд сочли, что располагают необходимыми для борьбы с последствиями катастрофы финансами и контролируют их, а потому просили направить поступающую помощь другим государствам. Тем не менее, при этом они просили пойти на некоторые уступки: снижение таможенных пошлин и предоставление большего доступа на рынки других стран. Таиландским властям не нужна была помощь, они лишь просили о возможности получать доходы. Ответом Таиланду послужило - во всяком случае к моменту написания этой статьи - гробовое молчание.

С другой стороны, Большая Семерка внесла свой значительный вклад, предложив частично простить внешний долг пострадавшим странам. Это особенно ценно в случае Индонезии, чей внешний долг составляет 132000 миллиона долларов (из них 70000 миллионов приходятся на долю государственных кредиторов и структур).

Даже без цунами тяжесть внешнего долга была бы огромным препятствием на пути развития Индонезии, которая, наконец, начала восстанавливаться после поразившего ее кризиса 1997 года. Как бы то ни было существует один привлекательный аргумент в пользу прощения значительной части долга Индонезии: тот факт, что большая часть суммы была запрошена коррумпированным правительством Сухарто (Suharto). Кредиторы знали, либо должны были знать, что не все предоставляемые ими деньги пойдут на развитие Индонезии. Более того, значительная часть долга была получена во время кризиса 1997-1998 гг., который еще больше усугубила навязанная МВФ политика.

Никто не утверждает, что мы можем предотвратить или изменить ход природных катастроф. Мы, скорее, должны научится выносить их. Сегодня раздаются призывы о необходимости улучшения системы по предупреждению цунами. Но об одном из аспектов климатических изменений - повышении температуры на планете - мы уже получили предупреждение. Большинство стран признало существование проблемы и организовало саммиты в Рио и Киото для нахождения выхода из ситуации. Сделано еще недостаточно, но Киотский протокол задумывался как самое начало пути по ее разрешению.

К сожалению, вполне вероятно, что парниковый эффект приведет к уничтожению тех же стран, что уже пострадали от цунами. Возможно, что такие острова, как Мальдивские в результате окажутся под водой. И, тем не менее, мы по-прежнему еще не 'глобальная деревня'. Самый большой источник загрязнения атмосферы - Соединенные Штаты - сначала усомнились в существовании научных доказательств наличия проблемы парникового эффекта, а сегодня отказываются принимать какие-либо ответные меры. (За исключением нравоучений о добровольном ограничении выбросов, подтверждений чему мы находим совсем мало, - по крайней мере, в Соединенных Штатах). Международное сообщество все еще не решило, что делать с одним из заблудших членов, не желающих признавать своих обязанностей в качестве гражданина мира.

Оптимисты утверждают, что технологический прогресс сможет разрешить проблему. Реалисты отмечают, что в длительной гонке между окружающей средой и технологией, последняя, похоже, пока проигрывает. Природа, как мы могли это понять из произошедшей катастрофы с цунами, живет по своему расписанию. И если мы не научимся соблюдать его, то опоздаем на корабль все.

Джозеф Штиглиц - лауреат Нобелевской премии по экономике, профессор Колумбийского Университета, автор многочисленных публикаций, в том числе книги 'Счастливые девяностые'.

_____________________________________________________

Избранные сочинения Джозефа Штиглица на ИноСМИ.Ru

Американские выборы состоялись. Что дальше? ("Le Monde", Франция)

Разрушение России ("The Guardian", Великобритания)

Народ России заплатил за шоковую терапию ("The Times", Великобритания)

Между МВФ и терроризмом существует прямая связь ("Potsdamer Neueste Nachrichten", Германия)