МОСКВА - Неожиданный спад в бурно развивавшейся российской экономике привел к тому, что все большее количество бизнесменов, экономистов и даже представителей власти предупреждает о возможности предъявления новых счетов частным компаниям со стороны жестко действующего Кремля.
Архитектор российской приватизации в России в 90-е годы Анатолий Чубайс заявил на прошлой неделе, что в среде российского бизнеса возникла 'атмосфера страха'. Виной тому - агрессивная политика Кремля, включающая ренационализацию нефтяной компании ЮКОС, слежку российских спецслужб за частными компаниями, а также официальную переоценку тех способов, какими главные компании приобретали свою собственность.
'Такой трудной ситуации не было уже 15 лет, - сказал Чубайс, - когда предприниматели не знают, что произойдет, они строят свои оценки на пессимистических сценариях'.
На Всемирном экономическом форуме в Давосе, прошедшем на этой неделе, кремлевский советник Аркадий Дворкович признал то, чего многие экономисты опасались уже несколько месяцев: с лета прошлого года темпы экономического роста в России упали, а прогноз на предстоящий год составляет 4 процента, то есть всего половину от того уровня, который был достигнут в первый год нахождения президента Владимира Путина у власти. Дворкович добавил, что 'мы должны восстановить доверие к тому, что делает государство'.
Такие новости очень печальны для Путина. Он пришел к власти пять лет назад, обещая осуществить в экономике России быстрые реформы и рыночную модернизацию. Вместо этого бюрократические злоупотребления, особенно захват государством ЮКОСа, которого Путин обещал не допустить, похоже, снизили степень доверия бизнеса к государству и спровоцировали отток так нужного стране инвестиционного капитала.
'У нас нет экономического роста, несмотря на чрезвычайно благоприятные внешние условия, в том числе, высокие цены на основной предмет российского экспорта - нефть, - говорит Антон Струченевский, экономист из ведущей московской инвестиционной фирмы 'Тройка Диалог', - экономика в застое. Высока степень неопределенности, а неопределенность означает отмену многих инвестиционных планов'.
Приход Путина в Кремль приветствовали многие либералы, говоря о том, что обещанные им стабильность и порядок высвободят силы рынка и трансформируют экономику. Однако все более жесткий стиль руководства Путина приводит к иным результатам.
'Мы чувствовали воодушевление [когда Путин пришел к власти] и надеялись, что сможем двигаться вперед с политически стабильной властью и реформаторским большинством в Думе, - говорит ректор московской Высшей школы экономики Евгений Ясин, - но сейчас мы видим рост противостояния между властью и бизнесом. Окно возможностей закрывается'.
Компания ЮКОС, бывшая самой доходной в России, приведена на грань банкротства валом налоговых исков, в сумме составляющих 29 миллиардов долларов. Создатель компании Михаил Ходорковский уже более года сидит в тюрьме по обвинению в совершении преступлений, имеющих отношение к незаконной приватизации и уклонению от уплаты налогов, хотя многие эксперты считают, что он был схвачен по политическим мотивам. В конце прошлого года главная дочерняя компания ЮКОСа 'Юганскнефтегаз', ежедневно добывающая больше нефти, чем вся Ливия, была со скидкой продана на закрытом аукционе государственной нефтяной компании 'Роснефть'.
Российские круги предпринимателей недавно были встревожены и другими, хотя гораздо меньшими по масштабам налоговыми претензиями, предъявленными ряду компаний, в том числе, телекоммуникационному гиганту 'Вымпелком' и 'Japan Tobacco International'. 'Эти новые налоговые иски свидетельствуют о том, что кто-то в государственном аппарате хочет продемонстрировать свою способность проникать в любой сектор бизнеса', - говорит Струченевский.
На этой неделе премьер-министр Фрадков объявил о 25-процентном увеличении финансирования ФСБ, преемника секретной службы КГБ. Отчасти эти средства нужны для того, чтобы осуществлять надзор над частными компаниями. 'Мы продолжаем требовать от ФСБ самой последней информации, которая ... позволит нам принимать решения о создании равных условий на поле конкуренции, о развитии бизнеса и создании благоприятного инвестиционного климата', - сказал Фрадков.
Некоторые бизнесмены говорят, что внимание властей редко бывает полезным или безопасным. 'Чиновники делают все, что хотят, - говорит Евгений, частный предприниматель, занятый в сельском хозяйстве и не пожелавший назвать свою фамилию, - увеличивается количество отчуждений собственности в пользу государства. Если ты не 'защищен', ты можешь потерять свой бизнес'. Он считает, что наилучший способ избежать всякого рода неожиданностей юридического и административного характера - это взять себе местного представителя власти в качестве партнера. Евгений говорит, что не знает, кто в этом виноват, но 'в России все начинается сверху, а затем идет вниз'.
Еще одним фактором, вызывающим беспокойство предпринимателей, является подготовка к опубликованию официального отчета о приватизации 90-х годов, который готовит Счетная Палата российского парламента, и который должен увидеть свет в следующем месяце. Некоторые бизнесмены опасаются, что этот отчет может быть использован в качестве дорожной карты для дальнейших экспроприаций в стиле ЮКОСа. Эксперты говорят о том, что отчаянная закулисная борьба привела к тому, что опубликование отчета три раза самым необъяснимым образом откладывалось, а преданный Кремлю Сергей Степашин, возглавляющий Счетную Палату, в прошлом месяце таинственным образом ушел в отставку, но позже был вновь назначен на свой пост Путиным.
'Существуют силы, стремящиеся использовать данный отчет в собственных целях, и именно это вызвало задержку', - говорит Игорь Юргенс, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей, главного предпринимательского лобби России.
Юргенс, говорящий о том, что прочел 'около 70 процентов' этого все еще секретного документа, утверждает, что в окончательной версии в быстрых и нечистых сделках по передаче в частные руки по бросовым ценам главных драгоценностей российской экономики обвиняются чиновники и плохие законы, но не бизнесмены.
Однако либеральная газета 'Коммерсант', заявившая о том, что получила копию с черновика, говорит, что основной задачей отчета является восстановление имущественных прав государства во всех спорных делах. Таким образом, отчет 'может служить основой для массовой переоценки результатов приватизации'.
Несмотря на спад в экономике и нарастание противоречий в отношениях государства и бизнеса, некоторые все еще возлагают свои надежды на Путина. 'Я не думаю, что будут еще дела, подобные делу ЮКОСа, - говорит Юргенс, встречавшийся с Путиным много раз, - действительно, в нашей несовершенной демократии роль человека номер один чрезвычайно важна. Но я уверен, что своими мыслями Путин твердо на стороне свободного рынка'.