'Взгляд на заезженное высказывание России'
Внешняя политика Путина возвращается на исходные позиции. Особенно поразительны ее тенденции в отношении Японии. Так, министр иностранных дел России Сергей Лавров, обращаясь к министру иностранных дел Японии Нобутака Матимура, приезжавшему в Москву с целью найти выход из ситуации, всего лишь в очередной раз повторил: 'речь идет о возвращении двух островов'.
Политика руководства Путина по отношению к Японии очевидна. Совместная японо-советская декларация 1956 года истолковывается односторонне - Мирный договор предлагается заключить, решив территориальную проблему путем передачи только двух островов - Хабомаи и Шикотан. О Токийской декларации, в которой изложены договоренности между Японией и обновленной Россией, не было сказано ни одного официального слова. И не только о Токийской декларации.
Проигнорирован и документ из сорока двух пунктов, который входит в 'Совместный сборник документов МИД Японии и МИД России по истории территориального размежевания между Японией и Россией'. А именно на него, как на основу, необходимо опираться при решении территориальной проблемы.
В этой связи, в высказанных 14 - 15 ноября президентом Путиным и министром иностранных дел Лавровым словах о 'возвращении двух островов' нет совершенно ничего нового. Создается ощущение того, что в очередной раз дали послушать затертую старую пластинку.
Это основное, что сразу же бросилось мне в глаза. Однако и в нынешних действиях кремлевского руководства имеются некоторые моменты, на которые все-таки следует обратить должное внимание. Именно на них я и хочу остановиться. В зависимости от того, под каким углом смотреть, можно обнаружить и кое-что, похожее на новизну. Увидеть или нет сигнал, посланный Кремлем в Токио, каждый волен выбирать сам. Но, имея такую возможность, можно посмотреть на проблему иначе, я этим и занялся. Может быть, это необходимейшая работа для того, чтобы максимально воспользоваться благоприятным шансом визита Путина в Японию в этом году.
'Давайте как следует рассмотрим стиль российской внешней политики'
Во-первых, прежде всего, надо понять из-за чего высшие кремлевские чиновники говорят фразы, подобные 'почему сейчас?'. Выражение 'время' является важнейшим выражением, которое разъясняет подспудные причины. 2004 год явился для внешней политики Путина годом многих неприятностей. ЮКОС, Беслан, Украина - вот три огромных события, по которым всему миру стало окончательно понятно, что Россия это страна, отличающаяся от западных стран. И как результат - охлаждение отношений между Россией и всеми западными странами.
В этой связи российская внешняя политика не может не проявлять интереса к части Азии. Президент лично нанес ряд официальных визитов в страны Центральной Азии, Китай, Индию, Турцию. Россия, достигшая успеха в переговорах по демаркации государственных границ с Китаем и Казахстаном, будучи последовательной, хотела бы, насколько это возможно, поставить точку в решении проблемы границы с Японией, и с торжеством посмотреть на западные страны.
Во-вторых, обозначить позиции, на которые в целом откликается российская сторона. Министр иностранных дел Лавров высказывается в том смысле, что если достичь успеха в демаркации границы между Россией и Японией, то обе страны смогут получить громадные выгоды за счет сотрудничества и развития 'внешней торговли, экономики, науки, техники'. Это высказывание за счет того, что истолковывается подобным образом, и Кремль стремится убедить в этом российский народ, нами хорошо принимается. Если Россия уступит Японии в 'территориальной' проблеме, то в обмен на эту жертву Россия сможет получить от Японии всевозможные 'громадные выгоды'.
В-третьих, намеки Кремля на готовность к компромиссу. В последнее время Россия всячески подчеркивает, что компромисс является неотъемлемой принадлежностью любых переговоров, и в территориальных переговорах между Россией и Японией необходим компромисс, на который бы пошли обе стороны. При этом российский стиль переговоров имеет характерную особенность базарной торговли. Базарная торговля это такая торговля, когда, сначала запрашивая высокую цену, следят за реакцией противоположной стороны, и, если сталкиваются с сильной отрицательной реакцией, то, в зависимости от обстоятельств, цену снижают, и, в конце концов, говорят: 'что ж, давайте, пополам'.
'Готовность вернуть и часть Итурупа'
В-четвертых, Кремль предлагает применить к переговорам с Японией подходы, использованные им по отношению к Китаю. Министр Лавров в своем выступлении по телевидению 14 октября выразился определенно: 'Для решения территориальной проблемы с Японией можно воспользоваться такими же подходами, как и в случае с Китаем'. При этом министр в этот же раз уточнил, что принято окончательное решение о демаркации российско-китайской границы по формуле 'пятьдесят на пятьдесят'.
Если к переговорам по четырем северным островам применить упомянутые выше пункты три и четыре, то можно сказать следующее. Прежде всего, Кремль даже и во сне не предполагает то как, к примеру, тонко откликнется Япония на посыл 'возвращения двух островов', что является первоначальной запрашиваемой ценой российской стороны. Далее, российский министр иностранных дел намекает на план компромисса 'пятьдесят на пятьдесят'. Три острова, промежуточный вариант между двумя и четырьмя островами, составляют всего лишь 37 % площади территории всех четырех островов. Признание части о-ва Итуруп японской территорией как раз и будет строго 'по формуле пополам'.
Реализовав указанный выше призыв втиснуть в рамки подхода, уже примененного к Китаю, такой же подход и по отношению к Японии, Кремль, наверное, решится на передачу Японии и части Итурупа