Приватизированное время: кремлевская клика, упиваясь собственной властью, назначает России новые праздники
В России вводится новый календарь. В который раз. В прошлом году россиянам перетасовали все праздники. День российской конституции отменен, а 4 ноября объявляется новым праздником, в память об освобождении России от польских захватчиков в 1612 г. - жест в отношении Запада весьма недружелюбный. Каникулы между праздниками 1-го мая и 9-го мая, которые большинство россиян использовало для работы на своих земельных участках, отменены.
Вместо этого Государственная Дума приняла постановление о рождественских каникулах в период с 28 декабря по 10 января. Это вообще новое явление: в Советском Союзе религиозные праздники были запрещены. Последствия этих новых рождественских каникул оказались губительными. Число пациентов, поступивших в больницы в первую неделю января с диагнозом delirium tremens - острое алкогольное отравление - возросло втрое. Еще пару таких каникул и, как утверждают медики, здоровье нации будет окончательно подорвано.
Восстание пенсионеров
Таким образом, большинство праздников концентрируются в первом квартале, обычно наиболее трудоемком периоде в городах. 'Государство, - говорит независимый депутат Владимир Рыжков, - проводит очень странные реформы, а реформа праздников - одна из самых странных'. И действительно, первый год второго срока президентства Путина ознаменовался повышенной реформаторской активностью, целью которой, как было объявлено, должна стать управляемость государства и снижение его расходов.
Пока сырье приносит большие доходы, Кремль решил осуществить свои непопулярные неолиберальные меры по снижению расходов в социальной сфере. Правда, возникает впечатление, что правительство при этом действовало поспешно и без надлежащей подготовки. 'Россия - огромная страна с колоссальными нерешенными проблемами, - писал военный аналитик Павел Фельгенгауэр. - Комплексные реформы столь же неотложны, как и операция для больного. Однако Путин производит впечатление президента, не способного на это, сформировавшего администрацию и правительство, которые не могут, не хотят и не способны работать'. Поэтому шансы практического осуществления этих реформ были, как и ожидалось, невелики: приватизация государственных институтов и коррупция с самого начала угрожали срывом преобразований, направленных на модернизацию государственного аппарата и государственных институтов.
И именно это как раз и произошло. Неплохо задуманная реформа государственного аппарата парализовала работу правительства. Плохо продуманная реформа по 'монетизации' бесплатных социальных льгот для пенсионеров, ветеранов войны и инвалидов, которые предполагалось возместить минимальными денежными пособиями, вступила в силу 1 января и вызвала восстание пенсионеров. Они вышли на улицы, чтобы защитить свои старые привилегии. В некоторых регионах из-за боязни волны протестов уже дан обратный ход. Куда ни посмотришь - все везде временное, везде царит принцип проб и ошибок, что ужасно досаждает людям. Итог года реформ: доверие к политике Путина, согласно опросам, упало с 52 % в декабре 2003 г. до 38 % в конце 2004 г., - политический кризис домашнего производства, лишающий народ всякой надежды на стабильность.
Недовольство общественности по поводу христианских праздников объясняется, не в последнюю очередь, их пагубным воздействием на здоровье нации, итак уже подорванное. Еще Достоевский говорил об эксцессах во время народных гуляний, в результате которых гибло множество людей, и размышлял о том, насколько совместимы великодержавные амбиции России и пьянство населения. Правящая элита, в свою очередь, считала, что многочисленные праздники в православной России являются причиной недостаточной модернизации страны. 'Если Вы, Ваше Величество, - писал князь Мещерский царю Александру Ш, - упраздните половину праздников, после Вас останется другая Россия'.
Позднее такие непродуктивные традиции встали на пути строительства социализма - тоталитаризма новейшей истории. Первый пятилетний план, коллективизация и культурная революция сопровождались поэтому не только разгромом Церкви, но и попытками упразднить традиционный календарь. Сначала была введена 5-дневная, затем 6-дневная неделя. Правительство Сталина надеялось, разрушить тот ритма, который определялся воскресеньем, нерабочим денем, по традиции сопровождавшимся пьянством, и церковными праздниками. Но в целом сталинский календарь больших результатов не принес, тем более, что социалистическое государство нуждалось в доходах от алкоголя, а народу нужны были выходные дни, что бы выполнять 'пьяный бюджет' государства. В 70-е и 80-е годы увеличение нерабочих дней, в частности за счет введения 5-дневной рабочей недели, было связано с ростом благополучия. В постсоветский период, это связано, скорее, с деиндустриализацией. Нововведения Ельцина носили временный характер, и в последующем их можно было легко упразднить, что теперь и произошло.
Расстаться с легитимностью советского государства означает страшный разрыв с прошлым и, особенно для старшего поколения, подрыв всех жизненных устоев. Поэтому эту горькую пилюлю обществу решают подсластить - подарив нерабочее время.
Страшный мир Путина
И все же при всем популизме введение новых каникул отражает характер путинского режима, который в прошлом году обрел свои очертания. С одной стороны, потеряна связь между трудом и государственными доходами: страна окончательно превратилась в нефтегазового рантье. С другой стороны, государство в значительной степени приватизировано новым политическим классом - верными Путину силовиками, государство стало их добычей. И поэтому они обращаются с общественным временем так же, как и с другими институтами. Новая каста слуг государства навязывает обществу свои личные интересы и прихоти: им нравится проводить праздники в Швейцарии, и поэтому они перетасовывают общественное время. А то, что у населения другой бюджет времени, а именно - рассчитанный на элементарные потребности - значения не имеет.
Поэтому общество правомерно подозревает, что власть действует по своим циничным соображениям. Во всяком случае, многие считают, что 'методичный произвол', проявившийся в навязывании каникул, имеет общий знаменатель с алчностью, безответственностью и некомпетентностью, которые становятся все более характерными для стиля правления Кремля. Новая каста, видимо, опьянена от невиданных возможностей власти и самообогащения, поэтому видит неладное в самом неподходящем месте.
Власть рождает чудовищ. Путин, как шутит журналистка Юлия Латынина, живет в ужасном мире: его окружили враги, они хотели оторвать от России такие жирные куски, как Грузия или Украина. В этом иллюзорном мире Арафата отравили евреи, в Беслане теракт осуществили американцы, а пенсионеров на протесты подталкивают провокаторы. Если подойти к этому по Фрейду, то одобренная государством декада пьянства отражает лишь то, что происходит 'наверху', а именно: острое отравление властью.