27 января отмечалось 60-летие освобождения нацистского лагеря Освенцим в Польше.
27 января 1945 года Советская Красная Армия вошла в этот самый ужасный из лагерей смерти и освободила оставшихся в живых узников. К моменту вступления солдат Советской Армии в лагерь в нем содержалось около 7 тысяч заключенных, находившихся на грани полного истощения. Некоторым узникам Освенцима, тем, у кого еще оставались силы, удалось бежать, как только началось отступление фашисткой армии.
С 1940 по 1945 годы в нацистских печах Освенцима было сожжено около полутора миллиона человек: 960 тысяч евреев, 75 тысяч поляков, 21 тысяча цыган и 15 тысяч советских военнопленных. В освобождении лагеря принимало участие 230 советских солдат.
60-летие этой даты отмечалось очень широко, гораздо масштабнее, чем полувековой юбилей в 1995 году. На этом праздновании присутствовали 10 тысяч человек, в том числе делегации бывших военнопленных лагеря, российские солдаты, главы пятидесяти государств и правительств.
Широкомасштабные мероприятия, посвященные этой дате, открытие новых музеев памяти прошли во Франции, Германии, Америке. Кроме того, по настоятельному обращению Израиля к международному сообществу было проведено специальное заседание Генеральной Ассамблеи ООН в память о жертвах Освенцима. Такого прежде не случалось - ни на пятидесятилетие освобождение лагеря, ни до этого. И 27 января, вопреки нежеланию арабских стран проводить специальное заседание, посвященное 60-летию освобождения лагеря военнопленных Освенцим, оно все-таки состоялось под нажимом американского представителя при ООН.
В заседании приняли участие 20 министров из 20 стран, со вступительным словом к собравшимся обратился Эли Визель - лауреат Нобелевской премии мира. За этим стояло стремление Израиля заставить ООН присоединиться к всеобщим трагическим воспоминаниям о 'нацистских печах', в которых погибли миллионы евреев. Предпосылкой такой инициативе Тель-Авива послужило принятие ООН нескольких резолюций в пользу палестинцев и осуждающих действия Израиля. И потому еврейские дипломаты приложили все усилия, чтобы обернуть решения ООН в свою пользу.
Стоит напомнить, что 50-летие со дня освобождения Освенцима прошло совсем обыденно. В 1995 году ситуация была иная. Конечно, 'Холодная война' уже закончилась, но Европа по-прежнему была взбудоражена. Война в Боснии и Герцеговине продолжала отделять одних европейцев от других. И Лех Валенса - глава партии 'Солидарность', избранный президентом Польши, - хотел сделать из дня 50-летия освобождения Освенцима день Памяти погибших поляков, которых власти Третьего Рейха загнали в этот лагерь.
Это намерение вызвало серьезный конфликт Варшавы с международными еврейскими организациями, который был исчерпан принятием решения о проведении двух отдельных мероприятий - отдельно для поляков и отдельно для евреев. На многочисленных торжествах в Польше по этому поводу отсутствовали европейские лидеры. Сам Лех Валенса 27 января 1995 года, выступая в одном из университетов Кракова с речью, ни разу не произнес слова 'еврей'.
Правда, на следующий день он попытался исправить это во время проведения мероприятий в самом Освенциме, но позволил Эли Визелю только прочитать еврейскую молитву за упокой душ жертв лагеря.
Почему же празднование 60-летия освобождения Освенцима прошло, напротив, настолько помпезно? Некоторые наблюдатели отмечают, что молодежь в Европе уже плохо помнит о трагических событиях Второй мировой войны, ее причинах и массовом уничтожении евреев и неевреев нацистами.
С другой стороны, в настоящее время заметен рост насилия и агрессивных действий в Европе в отношении евреев, которое выливается в антисемитизм. Между тем некоторые исследователи видят источник этой агрессии в адрес евреев в кровавой, колониальной, поселенческой политике Израиля, которую государство проводит на Ближнем Востоке, особенно в Палестине.
Кроме того, по прошествии 60 лет память о нацистских лагерях смерти постепенно убывает с уходом из жизни очевидцев тех событий. Как отметил один из французских историков - специалист по нацистским лагерям, европейцы и американцы с начала 90-х годов начали уставать каждый год вспоминать об Освенциме. Немецкий писатель Мартин Вальзер осенью 1998 года развернул целую кампанию, подвернув критике евреев, которые, по его мнению, используют воспоминания о страданиях евреев во время Второй мировой войны, чтобы каждый раз взывать к совести европейцев, тем самым заставляя их выплачивать компенсации евреям, пострадавшим в концентрационных лагерях.
Память о том, что происходило в Освенциме и других концентрационных лагерях с течением времени и с уходом из жизни очевидцев тех событий, меркнет, пока какие-то выдающиеся события не заставляют вновь вспомнить об этом. Например, такие, как похищение в Аргентине одного из инициаторов плана уничтожения евреев Адольфа Эйхмана, приговоренного к смертной казни в Иерусалиме 11 апреля 1961 года, затем - судебный процесс против Клауса Барбье, осужденного за совершение преступлений против человечества. День памяти освобождения Освенцима был признан международным только в сороковую годовщину этой даты.
Сегодня, когда живых свидетелей тех событий постепенно становится все меньше и меньше, память о них хранят материальные памятники и музеи, к примеру, музей Холокоста, которые не дают забыть о тех днях. Когда же совесть мира, наконец, вспомнит и о других лагерях смерти, некоторые из которых продолжают существовать до сих пор?