4 февраля 2005 года. Премьер-министр Грузии Зураб Жвания умер вчера, по-видимому, в результате отравления угарным газом от неисправного газового обогревателя, что создало угрозу нарушения хрупкого политического равновесия в этой бывшей советской республике.
Г-н Жвания, наряду с Нино Бурджанадзе и президентом Грузии Михаилом Саакашвили, был одним из лидеров "Революции роз", которая в ноябре 2003 года свергла бывшего президента Эдуарда Шеварднадзе.
Министр внутренних дел Вано Мерабишвили, сказал, что вчера утром г-н Жвания был найден мертвым в кресле в квартире своего друга после того, как охранники, обеспокоенные тем, что он не отвечает на звонки по мобильному телефону, взломали двери.
Чиновники Министерства внутренних дел и Министерства юстиции заявили, что никаких признаков преступления не обнаружено. В крови г-на Жвания нашли смертельную концентрацию оксида углерода. Смерть в результате отравления угарным газом не является редкостью в Грузии, где часто используются газовые обогреватели.
Г-н Саакашвили, который принял на себя исполнение обязанностей премьер-министра, сказал, что потерял "моего самого близкого друга, моего самого преданного советника, моего величайшего союзника". Но в последнее время появились признаки раскола в правительстве, которое добилось определенных успехов в своей попытке бороться с коррупцией и преступностью, однако оказалось менее успешным в осуществлении своих планов реинтеграции сепаратистских регионов Южная Осетия и Абхазия.
Кабинет министров оказался разделенным на два лагеря, один из которых возглавляли г-н Жвания и его союзник Георгий Барамидзе, а другой - министр обороны Ираклий Окруашвили и министр внутренних дел г-н Мерабишвили, близкие сподвижники г-на Саакашвили.
В прошлом месяце, пока г-н Саакашвили отсутствовал, г-н Окруашвили и г-н Барамидзе провели пресс-конференции, на которых они нападали друг на друга, а г-н Барамидзе предостерег о расколе в кабинете министров.
Найти нового премьер-министра, который сумеет сохранить равновесие сил в кабинете министров, возможно, будет нелегко. Г-на Жвания считали умеренным, в особенности в том, что касалось планов г-на Саакашвили по возвращению в состав Грузии мятежных регионов. Лидеры Южной Осетии называли г-на Жвания главой грузинской "партии мира", а г-на Окруашвили - главой "партии войны".