Он живет в своем доме стоимостью в 3,7 миллиона долларов в Герцлия-Питуахе (Herzliya Pituah), a чистый размер его состояния, оцениваемого в 4,1 миллиарда, недавно поставил его в рейтинге израильской прессы на первое место среди самых богатых людей страны. Угадайте кто? Нет, не Стефф Вертхеймер (Steff Wertheimer). И не Лев Левиев (Lev Leviev). И даже не Сэмми Офер (Sammy Ofer). Слышали о Леониде Невзлине (Leonid Nevzlin)?.
Не можете такого припомнить? А мало кто может. Он и в Израиле живет чуть больше года. Недавно Невзлин стал одним из главных акционеров самой крупной российской компании, "ЮКОСа", когда бывший главный акционер Михаил Ходорковский (испытывающий сейчас некие неприятности с российскими властями) передал ему свой 60-процентный пакет.
Чтобы Вы примерно представили себе, что такое "ЮКОС", просто скажу, что только за 2002 год компания заработала 11 миллиардов долларов и получила чистую прибыль в 3 миллиарда.
Однако праздновать первое место было бы несколько преждевременно. Невзлин баснословно богат, но лишь на бумаге. Активы контролируемой им компании конфискует государство в счет уплаты налоговой задолженности в 27 миллиардов долларов. Говорят, что в силе "ЮКОСа" и скрывалась его слабость - само по себе богатство и влияние "ЮКОСа" было источником угрозы для власть предержащих.
Невзлин утверждает, что Путин просто мстит ему и Ходорковскому за то, что на последних выборах они поддерживали его политических противников. В октябре 2003 года, чтобы избежать ареста, Невзлин бежал в Израиль вместе с двумя другими евреями, стоявшими во главе "ЮКОСа" - Владимиром Дубовым (в тексте Duvdov - прим. пер.) и Михаилом Брудно (в тексте Brodno - прим. пер.), во владении которых вместе состоит 22 процента акций компании стоимостью 7 миллиардов долларов.
Еще одному еврею из "ЮКОСа" - Ходорковскому - повезло еще меньше. Весь последний год Ходорковский, когда-то со своим состоянием в 15 миллиардов долларов считавшийся самым богатым человеком России, провел в российской тюрьме. По данным российских средств массовой информации, пакет Ходорковского в банке 'Менатеп' перешел под контроль Невзлина в результате подписания соглашения между акционерами, по которому переход права владения осуществлялся, если компания начнет терять основные активы.
Якобы для получения задолженности с "ЮКОСа" российские власти недавно продали с аукциона, в законность которого многие не верят, дочернюю компанию "ЮКОСа" - 'Юганск' (в тексте Yugensk - прим. пер.). Объем добычи 'Юганска' составляет миллион баррелей нефти в сутки, или 60 процентов всего объема самого "ЮКОСа". Торги выиграла никому не известная компания 'Байкал Финанс', зарегистрированная в одном из небольших российских городов. Она заплатила за компанию 9,4 миллиарда долларов, а всего через несколько недель государственная нефтяная компания ОАО 'Роснефть' приобрела сам 'Байкал Финанс' и привела туда собственную управленческую команду. Так что 'Юганск' снова перешел в руки российского правительства.
Появились опасения, что ренационализация "ЮКОСа" являет собой начало пересмотра приватизации российской промышленности, что может привести к замедлению роста ВВП. По словам экономистов, чрезмерно бояться не следует, если падение "ЮКОСа" останется исключением их правил; однако если это не так, многих ждут большие проблемы.
Похожая на сказку история о том, как Невзлин и другие евреи стали российскими олигархами, начинается около двух десятков лет назад. В 1987 году Невзлин и Бродно были простыми программистами и спокойно работали на государство, пока однажды Невзлин не увидел небольшое рекламное объявление, в котором свои услуги компьютерным фирмам предлагала маркетинговая компания. Он позвонил туда. Трубку поднял Ходорковский.
Невзлин и Ходорковский подружились и через некоторое время вместе основали банк 'Менатеп'.
Прошло еще немного времени, и премьер-министр Борис Ельцин начал приватизацию, которой было суждено стать источником огромного богатства для многих евреев. Его правительство начало раздавать российским гражданам ваучеры на участие в капитале государственных компаний. Ко всеобщему разочарованию, оказалось, что ваучеры практически ничего не стоят. Многие их просто выбросили.
Однако Ходорковскому и Невзлину совсем не казалось, что ваучеры - это просто бумага; они знали их истинную стоимость, и их вполне устраивало, что ее не знают другие. 'Менатеп' скупал ваучеры по смешным ценам. Почти через десять лет, в 1996 году, у Ельцина начались большие политические проблемы; в рейтингах он не мог набрать больше 10 процентов и обратился к 'Менатепу' в поисках денег. Говорят, что банк дал ему на проведение предвыборной кампании 200 миллионов долларов, то есть на 197 миллионов больше, чем позволял закон.
Вернувшись к власти, Ельцин отблагодарил Ходорковского с Невзлиным, отдав им акции лучших государственных сырьевых компаний. Считается, что в те годы между узкой группой бизнесменов было распределено около 70 процентов капитала крупнейших государственных нефтяных, газовых и металлургических компаний.
Несмотря на то, что у "ЮКОСа" проблемы с нынешними властями, он, тем не менее, остается первой крупной российской компанией, перешедшей на прозрачную финансовую отчетность. Незадолго до фиаско у руководства "ЮКОСа" были планы слияния с компанией 'Сибнефть' другого российского магната-еврея Романа Абрамовича. В результате образовавшаяся компания была бы четвертой в мире.
- Ходорковский был так уверен в силе своих позиций в том числе и благодаря своим прочным связям с Демократической партией США, - говорит Эли Кричевски (Eli Krichevsky), редактор отдела бизнес-новостей в газете 'Вести', самом популярном русскоязычном издании Израиля.
Однако демократам не удалось прийти к власти, Ходорковский потерял поддержку из-за рубежа, и звезда его начала закатываться. Как-то он сказал, что, если бы не преследования со стороны российской власти, "ЮКОС" сегодня стоил бы 50 миллиардов долларов, а реально, по данным Невзлина, нынешняя капитализация компании составляет всего полтора миллиарда.
Как считает управляющий директор 'Вестей' Евгений Зельц (Yevgeny Seltz), Абрамович, мирно проживающий сейчас в Англии, до сих пор пользуется благорасположением Кремля. Однако Зельц считает, что нечто подобное может случиться и с ним.
- Ходят слухи, якобы проверка Уполномоченного по правам человека в России показала, что Абрамович приобрел английский футбольный клуб 'Челси' на государственные деньги, взяв их из казны одной из российских провинций, в которой он занимает пост губернатора.
Тем временем Невзлин не сидит сложа руки и заявляет о своих планах подать в суд на российское правительство за причиненный ему ущерб.
Московская деловая ежедневная газета 'Ведомости' опубликовала его слова: 'Как акционеры, мы намереваемся требовать во всех, в каких можно, международных судах компенсации за причиненный ущерб'. Невзлин ожидает встретить понимание со стороны всех других акционеров, 'так как в нынешних обстоятельствах как никогда важно наличие консолидированной позиции и совместные усилия по охране [нашей] собственности'.
Однако сделать это будет нелегко. В Соединенных Штатах инвесторы уже подали в суд своей страны групповой иск против менеджеров "ЮКОСа", обвиняя их в том, что акционеры не были предупреждены о рисках, связанных с государственным расследованием законности схем, которые компания применяла для того, чтобы платить меньше налогов.
От двух браков у Невзлина две дочери: одной двадцать лет, другой двадцать шесть. Кроме бизнеса, Невзлин занимался законотворчеством в верхней палате российского парламента, активно участвовал в деятельности российского образования и был ректором московского Российского Государственного Гуманитарного Университета.
Почему Невзлин выбрал Израиль? Хороший вопрос. Многие могут сказать, что Израиль - одна из двух стран в мире (первая - Великобритания), с которой у России нет соглашения о депортации. Однако он приехал сюда отнюдь не только поэтому. У Невзлина с еврейской общиной давние и крепкие связи. В России он был активным сионистом и ранее возглавлял Еврейскую федерацию России. Со дня прибытия в Израиль он вошел в число участников нескольких благотворительных проектов: основал Центр изучения евреев в России и Восточной Европе им. Невзлина (Nevzlin Center for the Study of Jews of Russia and Eastern Europe) при Еврейском университете (The Hebrew University). Кроме того, он поддерживает музей 'Диаспора' (Diaspora Museum), который, по его мысли, со временем должен стать главным иудейским музеем мира.
Есть связи у Невзлина и с израильскими политиками, включая министра финансов Беньямина Нетаньяху. Они встречались несколько раз, и, говорят, хорошо относятся друг к другу. Как-то раз Нетаньяху даже пробовал заключить с Невзлиным какую-то сделку, только ничего из этого не вышло.
По совету своих финансовых консультантов, по прибытии сюда он уже сделал вложения в несколько израильских высокотехнологичных компаний и видит большой потенциал в местном туристическом бизнесе. По его мнению, Израиль может предложить гостям самое широкое разнообразие красот и видов, нужен только приличный маркетинг. Однако на это нужны деньги, которых, по словам Кричевски, у него нет.
- Большая часть денег Невзлина застряла в "ЮКОСе". Он приехал в Израиль, имея всего 10 миллионов долларов, - говорит редактор 'Вестей' и добавляет, что вряд ли кто-либо из главных фигур "ЮКОСа" снова увидит свои деньги.
Что ж, недаром говорят: как пришло - так и ушло.
____________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Еврейские новости становятся российскими ("The Jerusalem Post", Израиль)
Запоздалая реакция ("Haaretz", Израиль)
Путин: речь в Освенциме, и ни слова о евреях ("The Jerusalem Post", Израиль)
Путин: Извините за 'сионистскую' оговорку ("The Jerusalem Post", Израиль)