Тони Блэр - большой оптимист. За последние два года его идея о том, что США и Европа должны сплотиться для борьбы с главными угрозами нынешней эпохи - Британии в этом процессе отводилась задача 'наведения мостов' через Атлантику - подверглась таким испытаниям, что сегодня буквально дышит на ладан. Отношения между США и Евросоюзом были подорваны решением Вашингтона начать войну против Ирака.
Правительства европейских стран по-прежнему с глубоким подозрением относятся к намерениям США в отношении Ирана. Кроме того, несмотря на некоторое улучшение отношений, список вопросов, вызывающих разногласия между США и Европой, едва ли стал короче: среди них - проблема климатических изменений, отмена эмбарго на поставки оружия Китаю, и презрение Вашингтона к международным институтам.
Но все это не способно поколебать оптимизм г-на Блэра. Готовясь к решающему году - в Британии состоятся всеобщие выборы; кроме того, она займет председательское кресло как в 'большой восьмерке' ведущих промышленно развитых стран, так и в Евросоюзе - он не отказывается от намерений восстановить межатлантическое единство.
'Чего я хочу - и в этом, в каком-то смысле, и состоит значение председательства в 'большой восьмерке' - так это выработать объединяющую всех повестку дня, - заявляет он. - И возможность подобного консенсуса существует'. Главное, по его мнению, заключается в том, что с началом второго президентского срока Джорджа У. Буша внешняя политика США переживает, согласно блэровской осторожной формулировке, процесс 'эволюции' - не поворот на 180 градусов, но смещение акцентов, значение которого 'недооценивается'.
В интервью, продолжавшемся целый час, которое он дал в своей резиденции на Даунинг-стрит 10, премьер-министр привел ряд примеров, свидетельствующих о готовности США сотрудничать с международным сообществом.
Что касается климатических изменений - эту проблему он считает второй по значению для сегодняшнего мира после угрозы терроризма - г-н Блэр заявил, что США 'открыты для дискуссий'. Нет, г-н Буш, конечно, не подпишет Киотский протокол, но, по крайней мере, есть шанс вовлечь США в диалог о мерах экологической безопасности в топливно-энергетическом секторе.
По поводу урегулирования израильско-палестинского конфликта премьер-министр заявил следующее: 'в ближайшие недели вы увидите, что Америка вновь задаст самое четкое направление'. Г-н Буш, по словам премьер-министра, доказал, что он - человек слова. Даже в отношении иранской проблемы - вопреки опасениям правительств европейских стран, что США, возможно, уже планируют военную акцию, чтобы пресечь ядерные амбиции Тегерана - г-н Блэр сохраняет оптимизм: 'Если Иран изменит свою позицию в отношении вопросов, вызывающих у нас озабоченность, то, очевидно, все готовы посмотреть на вещи по-другому'.
Инаугурационная речь Буша, произнесенная на прошлой неделе, удостоилась равнодушно-язвительных комментариев со стороны министров иностранных дел европейских государств. Однако г-н Блэр без всякого стеснения поддерживает сформулированную г-ном Бушем цель - 'покончить с тиранией' и распространить свободу по всему миру. Кто-то назовет подобные идеи неоконсервативными, однако для г-на Блэра 'триумфальное шествие' демократии - 'абсолютно прогрессивная' цель, соответствующая принципам левоцентристских правительств и жизненно необходимая для обеспечения безопасности Запада в долгосрочной перспективе. В этом отношении, полагает он, речь г-на Буша является проявлением более нюансированного подхода Вашингтона к борьбе с терроризмом и угрозе со стороны 'государств-изгоев'.
Администрация Буша, утверждает г-н Блэр, уже не считает, что безопасность Америки можно обеспечить исключительно методами военной конфронтации: 'Они также считают: чем свободнее государство, чем демократичнее оно, тем меньше вероятность, что оно станет им угрожать'. Другими словами, по его мнению, США полагают, что способны укрепить свою безопасность за счет сделок вроде той, что была заключена с Ливией после отказа последней от разработки оружия массового поражения.
Вопрос о климатических изменениях - вызвавший первые серьезные разногласия между США и Европой после победы г-на Буша на выборах в 2000 г. - способен подорвать и надежды на восстановление альянса в период его второго президентского срока. Не случайно именно с этим вопросом г-н Блэр связывает главные задачи Великобритании на посту председателя 'большой восьмерки', и намерен уделить ему внимание в своей сегодняшней речи на Всемирном экономическом форуме в Давосе.
Г-н Блэр знает, что США не пойдут на переговоры по Киотскому договору, который, вступив в силу с марта этого года, поставит перед подписавшими его странами четкие задачи по сокращению вредных выбросов в атмосферу к 2012 г. Однако он не согласен с теми, кто считает, что администрация игнорирует этот вопрос, поскольку сомневается в научных доводах относительно глобального потепления. 'Администрация. . .уже давно отказалась от точки зрения, что этой проблемы просто не существует, - настаивает г-н Блэр. - Она открыта для дискуссий по этому вопросу'.
Главная задача Британии на посту председателя 'большой восьмерки' заключается в том, чтобы инициировать такой диалог, причем не только с США, но и с Китаем и Индией. Перспектива быстрого достижения договоренности относительно новых четких ориентиров по сокращению выбросов углекислого газа представляется маловероятной, но для г-на Блэра главное не результат, а процесс. 'Тише едешь, дальше будешь', - отмечает он.
Вторая крупная международная проблема, вызывающая озабоченность у г-на Блэра - это возобновление переговоров между Израилем и палестинцами. Краткосрочная задача здесь состоит в том, чтобы эвакуация израильских поселений из сектора Газа прошла гладко. Многие палестинцы опасаются, что израильтяне рассматривают эвакуацию Газы как самоцель, а не предпосылку для переговоров о создании палестинского государства. Г-н Блэр настаивает: палестинцы должны доказать, что способны обеспечить безопасность в секторе Газа. В этом им необходимо помочь - отсюда и принятое им решение о проведении в марте этого года в Лондоне конференции с участием палестинцев. 'Нужны гарантии, что терактов с использованием смертников больше не будет, и единственный способ обеспечить это - добиться серии четких договоренностей относительно путей развития палестинского государства, - утверждает он. - [Палестинцам] нужно помочь в создании политических институтов, экономики, органов безопасности'.
Если дела пойдут хорошо, полагает г-н Блэр, Израиль и палестинцы смогут вернуться на путь 'переговоров об окончательном статусе', предусмотренных так называемой 'дорожной картой'. Но готово ли правительство Ариэля Шарона двигаться в этом направлении? 'В ходе наших бесед Шарон абсолютно четко заявил, что готов вернуться к 'дорожной карте', при условии должного решения проблемы безопасности'. Точно так же премьер-министр уверен и в готовности г-на Буша к сотрудничеству: 'Я достаточно близко знаю Джорджа Буша: если этот человек что-то говорит, то он это сделает. А он говорил, что будет продвигать этот вопрос при подходящих условиях и при наличии воли к сотрудничеству у партнеров с обеих сторон'.
А как же другая 'грозовая туча' на международном горизонте: отношения между США и Ираном? Отказались ли, по его мнению, США от любых планов военной акции против Тегерана, если тот не продемонстрирует более четко, что у него больше нет намерения обзавестись ядерным оружием?
Г-н Блэр уверен, что США и Европа должны решительно стоять на своем: иранцам нельзя позволить создать ядерную бомбу: 'Когда мы это говорим применительно к Ирану, позиция, которую мы обрисовали - это позиция, которой мы должны придерживаться'. Значит, теоретически можно предположить, что в определенной ситуации остановить иранцев удастся только силой? 'Да', - отвечает он, тем самым, судя по всему, дистанцируясь от собственного министра иностранных дел Джека Стро (Jack Straw), заявившего в прошлом году, что военная акция 'исключена'.
Однако г-н Блэр тут же оговаривается: идея о том, что США уже сейчас обдумывают некий удар по Ирану, относится к разряду 'диких фантазий'. Он не пытается предугадать точку зрения г-на Буша, но ее смысл заключается в том, что, если Тегеран проявит подлинную готовность сотрудничать, США поддержат дипломатическое сближение с Ираном, за которое выступают Британия, Франция и Германия. 'Американская политика - дело самой Америки, - утверждает он, - но если иранцы будут выполнять соглашение [заключенное с Международным агентством по атомной энергии], если они на деле будут его соблюдать, тогда, конечно, международное сообщество отнесется к ним по-другому'.
Тут же г-н Блэр возвращается к теме о том, почему речь Буша на прошлой неделе производит столь вдохновляющее впечатление: 'Я готов проявлять величайший прагматизм в вопросе о том, как помочь разным странам добиться прогресса, как предлагать им свое партнерство, как именно сказать им: 'Слушайте, если вы даете понять, что готовы к переменам, то мы готовы помочь вам измениться''. Такую же позицию занимают и американцы: 'Они тоже понимают, что нельзя просто вводить войска в каждую страну, где, как вы считаете, нужно построить демократию. Тем не менее, можно заявить, что вы готовы поощрять усилия в области демократизации и открытости'.
Г-н Блэр считает это позитивной тенденцией - отходом от традиционной 'реальной политики', в соответствии с которой внешнеполитический курс Запада строился по принципу: неважно, каков характер того или иного режима - главное, он дружественно относится к нам. 'Думаю, мы извлекли из этого достаточно уроков, чтобы понять - на самом деле такой подход неэффективен', - утверждает он.
А как насчет России, где правительство президента Владимира Путина ведет наступление на свободу? Здесь Блэр осторожен. Его ободряет то, как в прошлом году Запад поддержал украинскую демократию. 'Мир объединился и сказал: 'Нет, здесь мы хотим демократического исхода', и это было очень важно. Думаю, в прошлом могло быть гораздо больше сомнений в этом отношении'. Что касается усиливающейся хватки Путина на Россию, премьер-министр осторожно говорит: 'Он [Путин] пытается справиться с очень, очень сложной ситуацией в России, но в конечном счете мы действительно хотим быть уверенными в применении принципов демократии'.
Это напоминает реалистическую политику. Но Блэр не собирается отказываться от более масштабных амбиций. Новый мировой порядок, о котором когда-то возвестило падение коммунизма, так и не реализовался. Он появится только, если будет основан на 'определенных согласованных ценностях, а этими ценностями должны быть уважение к свободе человека и демократия'. Запад 'никогда не сможет считать себя полностью в безопасности, если мы не будем наблюдать непрерывное распространение демократических прав и свобод'.
Оптимизм или реализм?
ВЫБОРЫ ДИКТУЮТ СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ НА ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКЕ
Великобритания проведет референдум о Европейской конституции 'где-то в 2006, но когда, я не знаю', сказал Тони Блэр в интервью 'Financial Times'. Премьер-министр также заявил, что не знает, когда собираются провести такой же референдум другие страны, и не захотел распространяться на тему британских выборов, которые могут определить его третий срок у власти.
Нежелание Блэра связывать себя датой референдума, который министр иностранных дел Джек Стро (Jack Straw) недавно предложил назначить на весну 2006, отражает его желание сосредоточиться на проблемах внутренней политики перед ожидаемыми всеобщими выборами в мае.
Зато премьер-министр не старался скрыть своего возмущения недавними обвинениями, сделанными в биографии канцлера Гордона Брауна (Gordon Brown). Из-за этих заявлений европейский вопрос, а также отношения между двумя чиновниками вернулись на первые полосы газет.
Блэр назвал 'совершенной чушью' предположение, что он был согласен уйти в отставку, если Браун поддержит присоединение Великобритании к единой валюте. На вопрос, обсуждали ли они связь между присоединением к евро и временем его ухода, он наклонился вперед и отрывисто ответил: 'Однозначно нет'.
Он был менее последователен, говоря о планах избирательной кампании, в которой, как он дал понять, лейбористы будут взывать к личным интересам избирателей.
Несмотря на то, что его партия ведет в рейтингах, она не может полагаться на то, что избиратели поддержат инвестиции в государственный сектор как абстрактное доброе дело для общества.
'Мы должны взывать к людям, исходя из их собственного личного благосостояния и благополучия', сказал Блэр.
Миллиарды, вложенные в Национальную службу здравоохранения, должны быть представлены избирателям не просто как инвестиции в доброе дело, 'т.е. для кого-то еще', а как возможность для них избежать вынужденного приобретения частной медицинской страховки.
Реформы в государственном секторе, которые правительство планирует провести во время третьего срока, не приведут к 'маркетизации', где богатство диктует услуги, которые получают индивиды, указал Блэр. Однако он ясно дал понять, что полон решимости увеличить число поставщиков услуг.
'Если [под рыночным подходом] они подразумевают то, что потребители могут обратиться куда-то еще, если услуги им предоставляются слишком медленно или недостаточно хорошо, тогда я говорю: отлично, именно к этому мы и должны стремиться, - пояснил он. - Но разница должна быть в том, что вы получаете их на основании своего статуса гражданина, а не своего богатства'.
Премьер-министр отказался сообщить, чем он планирует ответить на обещания консерваторов сократить налоги на 4 млрд. фунтов. На вопрос о том, продлят ли лейбористы свои предвыборные обещания 1997 и 2000 года не повышать базовые или максимальные ставки подоходного налога, Блэр ответил: 'Я не собираюсь давать вам быстрый и легкомысленный политический ответ, думаю, вам придется подождать, можете делать свои выводы по этому поводу'.
Осуждая 'совершенно невыполнимые' планы консерваторов профинансировать сокращение налогов и увеличить расходы на основные коммунальные услуги путем сокращения расходов центрального правительства на 35 млрд. фунтов в год, Блэр сказал: 'Самое важное - не обещать того, чего вы не можете осуществить'.
'ГРАФИК БЕЗОПАСНОСТИ' ОПРЕДЕЛИТ ДАТУ ВЫХОДА ИЗ ИРАКА
По словам Тони Блэра, США и Великобритания никак не могут установить сроки вывода своих войск из Ирака. Но в интервью 'Financial Times' он указал, что после воскресных выборов в Ираке коалиция огласит 'график' создания самостоятельных иракских сил безопасности, а это определит возможную дату ухода из страны.
Блэр признает, что выборы нового иракского правительства будут сопряжены с опасностью. Он уверен, что миллионы иракцев хотят принять в них участие, но уверен также и в том, что мятежники постараются этому помешать. Однако предельный срок пребывания американских и британских сил в стране не обсуждается. 'Мы хотим уйти как можно скорее, и иракцы хотят того же, - говорит премьер. - Вопрос в том, что такое 'как можно скорее'? Ответ - когда иракские силы смогут справляться с нашими функциями'.
Хотя напряжение в преддверии выборов велико, американское и британское правительства уже вовсю думают о сценариях развития Ирака после голосования. Как только пройдут выборы, указывает Блэр, 'нам нужно будет встретиться с новым правительством и обсудить, как осуществить переход'. Он признает, что США и Великобритания 'сейчас вместе с иракцами пытаются решить, когда можно достичь 'иракизации' [спецслужб]'. В детали вдаваться не захотел, но дал понять, что обдумывается серьезное изменение профиля коалиционных сил по всей стране.
'Что нам нужно сделать, так это пойти дальше текущего захвата [мятежников]', - считает он.
Хотя основная цель - усиление иракских войск, он добавляет, что 'есть регионы, которые мы могли бы передать иракским силам. Вспомните, 14 из 18 провинций Ирака относительно мирные и стабильные'.
Блэра по-прежнему возмущают заявления о том, что США и Великобритания оккупируют Ирак. 'Люди по-прежнему называют это оккупацией американских войск', - говорит он, настаивая, что нынешнее иракское правительство, с чьего позволения коалиция находится в Ираке, было легализовано резолюцией ООН. А у следующего правительства страны будет значительно больше легитимности, что сделает присутствие коалиции еще более оправдываемым.
Все это, разумеется, основано на положении, что террористическую угрозу в Ираке можно сдержать. Но разве то, с чем сейчас сталкивается коалиция, это не фактический бунт населения - суннитского меньшинства, процветавшего при Саддаме Хусейне?
Блэр не согласен с этим мнением. 'Если бы мятежники - или террористы - остановились, стали бы сунниты бойкотировать выборы? - спрашивает он. - Нет, они бы голосовали, вот почему все это делается'.
Он продолжил: 'Я не говорю, что в восстании не участвуют бывшие баасисты и другие люди, а также недовольные элементы. Но мысль о том, что это представляет все суннитское население, мне кажется очень ошибочной'.
Как насчет влияния выборов на соседей Ирака, в особенности на государства, управляемые суннитами? Не будут ли они обеспокоены тем, что к власти может прийти низший класс шиитов?
'Думаю, основную нервозность вызывает мысль о демократии, - отвечает Блэр. - Но если вы говорите с людьми, работающими с главными [партийными] списками, они не хотят, они не заинтересованы в каком-то фундаменталистском государстве. . . они знают, что их страна потенциально богата, и хотят, чтобы ею управляло достойное, некоррумпированное правительство'.
Блэр особенно доволен программой, предложенной Айядом Аллави (Iyad Allawi), нынешним премьер-министром Ирака.
'Эта программа, на мой взгляд, совершенно попала в точку, - говорит он. - Она подразумевает создание полиции и служб безопасности, на которые можно положиться. . . а также стремление к открытой, эффективной экономике и искоренение коррупции в правительстве. Я уверен, что если народу Ирака дать шанс, он изберет именно такое правительство'.