Анкара, Турция, 5 февраля 2005 года. Государственный секретарь США Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) в субботу заявила высокопоставленному российскому эмиссару, что нападки Москвы на диссидентов делают российско-американские отношения "более трудными", сообщил один чиновник Государственного департамента. Но г-жа Райс также публично послала сигнал, что Соединенные Штаты не станут пытаться изолировать Россию за ее действия.
Вышеупомянутый чиновник Государственного департамента после обеда г-жи Райс с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым сказал, что государственный секретарь США упомянула действия России по захвату нефтяной компании "ЮКОС" и арест ее руководителей, а также лишение региональных губернаторов части их властных полномочий.
Чиновник Государственного департамента сказал, что г-жа Райс в беседах с россиянами сделала доведение забот Америки более центральной темой, чем это делали официальные представители США в прошлом.
"Эти вещи действительно делают более трудным установление более широких и глубоких отношений, - заявила г-жа Райс г-ну Лаврову, как сообщил чиновник, который выступал на брифинге в соответствии с основополагающим правилом Государственного департамента США, требующим анонимности по причине конфиденциального характера описываемой встречи.
Ранее в субботу г-жа Райс призналась репортерам, сопровождавшим ее в самолете в Анкару, что Россия в последнее время совершает откат от демократии и демократических реформ, но что правительство президента Владимира Путина не будет наказано или изолировано вследствие прекращения американского сотрудничества в целом ряде других областей.
Эти высказывания сами по себе являются самым свежим указанием на то, что высказанное президентом Бушем-младшим (George W. Bush) в его инаугурационной речи обещание бороться за распространение свободы во всем мире не означает серьезных перемен в американском подходе к определенным странам.
Г-жа Райс сказала, что инаугурационная речь г-на Буша-младшего приведет к тому, что американские официальные лица станут чаще ставить этот вопрос на обсуждение, но только в контексте других совместных шагов, многие из которых, сказала она, будут связаны с попытками интегрировать Россию в демократические тенденции на Западе.
"В том плане, что в американской политике и риторике продолжает усиливаться упор на важность демократии, разумеется, это станет центральной частью любых дискуссий, которые мы ведем во всем мире", - сказала г-жа Райс во время полета из Варшавы.
Но она также подчеркнула, что сотрудничество с Россией позволило достичь прогресса в борьбе с терроризмом, в стабилизации Афганистана и Ирака, а также в российской готовности - несмотря на глубокие опасения - принять новые демократические, но в определенной мере антироссийские правительства на Украине в этом году и в Грузии после народного восстания осенью 2003 года.
"Что касается внутренних тенденций в России, да, я думаю, что они менее благоприятны в последнее время, - сказала г-жа Райс. - Мы не делаем из этого секрета, но мы не собираемся прекращать над этим работать, и я думаю, что это по-прежнему является важной частью нашего диалога".
Она сказала, что инаугурационную речь г-на Буша-младшего не следует интерпретировать как "полный разрыв" с прошлым, но скорее как развитие политики, которая уже осуществляется.
Обед с г-ном Лавровым, который прилетел в столицу Турции только лишь для того, чтобы встретиться с новым Государственным секретарем США во время ее первого заокеанского визита, должен был проложить путь к встрече между г-ном Бушем-младшим и г-ном Путиным в Братиславе в этом месяце.
На второй день своей рассчитанной на неделю поездки в Европу и на Ближний Восток г-жа Райс провела встречи в трех странах: сначала с представителями гражданского общества и лидерами в Германии, затем с польскими лидерами в Варшаве и, наконец, в субботу вечером она имела короткую встречу с премьер-министром Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом (Recep Tayyip Erdogan) и обед с г-ном Лавровым.
В воскресенье она должна встретиться с другими турецкими лидерами, чтобы обсудить остро волнующие их вопросы в отношении безопасности в соседнем Ираке, а затем она планирует вылететь в Израиль для встреч с израильскими и палестинскими лидерами.
Г-жа Райс сказала, что прислушается к турецким заботам, и заверила лидеров в Анкаре, что Соединенные Штаты поддерживают территориальную целостность Ирака и выступают против любых попыток отделения курдов на севере. Турки опасаются, что, если курды отделятся или получат автономию, это поощрит восстание курдов на востоке их собственной страны.
В Польше, стране, где г-н Буш-младший остается популярным, несмотря на растущую тревогу в связи с присутствием в Ираке 2400 польских военнослужащих, г-жа Райс попыталась сгладить отношения, сделав упор на новый пакет американской военной помощи и на помощь в ускорении выдачи виз полякам, желающим посетить Соединенные Штаты.
Польский министр иностранных дел Адам Ротфелд (Adam Rotfeld) сказал, что Польша продолжит осуществление плана вывода из Ирака 800 своих военнослужащих, а г-жа Райс, несмотря на это, выразила Польше благодарность за ее помощь в Ираке.
Г-жа Райс также побеседовала с премьер-министром Мареком Белкой (Marek Belka), который в течение нескольких месяцев в 2003 году и на протяжении прошлого года являлся главным финансовым советником коалиционных войск во главе с США в Багдаде.
Американские официальные лица говорят, что Россия, которую многие в Польше считают своим историческим антагонистом, является главным фокусом всех польско-американских дискуссий последних лет, особенно в прошлом году, когда польские лидеры с беспокойством наблюдали за российским вмешательством в выборы на Украине.
Однако г-жа Райс заметила, что после своей неудачи на Украине Россия, как только стало ясно, что именно Виктор Ющенко станет украинским президентом, быстро установила тесные связи с его правительством.
Г-жа Райс сказала, что России "принесут пользу рост демократического движения и строительство политических партий, а также рост гражданского общества" - тенденции, которые Соединенные Штаты смогут поощрить, работая совместно с Россией и помогая ей вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО), чтобы она могла интегрироваться в глобальную экономику.