Через несколько дней после того, как Владимир Путин во время памятной церемонии в Освенциме откровенно признал, что в России возрождается антисемитизм, странная компания, состоящая из неофашистов и неперестроившихся коммунистов, подтвердила это признание российского президента.
Во время голосования на прошлой неделе в Думе 58 депутатов, или 16 процентов от общего числа присутствовавших, проголосовали против резолюции, в которой осуждалось заявление резкого антисемитского характера, направленное в прошлом месяце Генеральному прокурору Владимиру Устинову. В данном заявлении, подписанном в том числе и двадцатью законодателями, выражалось требование об объявлении вне закона деятельности всех еврейских организаций как 'экстремистских' и вызывающих этническую дисгармонию. Те 20 депутатов, что подписали запрос, и еще 38 законодателей, отстаивавших его в Государственной Думе, пользуются поддержкой самых разных сил, воздержавшихся от голосования, таких как члены фракции 'Родина'.
Надо отдать должное Думе, которая со значительным перевесом голосов (306 против 58) выступила с резолюцией, осуждающей данное антисемитское заявление. В ней говорится, что хотя данный запрос формально не был вручен, он 'вызывает у нас озабоченность', и что такого рода инициативы 'могут быть крайне опасны в таком многонациональном государстве, каким является Россия'.
Мы разделяем озабоченность Думы.
Когда мы слышим заявления таких людей, как депутат от коммунистов Тамара Плетнева, которая сказала, что антиеврейские взгляды, подобные изложенным в запросе, 'не возникают ниоткуда', а в качестве примера привела услышанную ею песню, в которой кто-то хочет выйти замуж за еврея, потому что евреи умнее, мы, евреи, инстинктивно вспоминаем болезненную историю своего народа в додемократической России.
В российской дискриминации против евреев существовало три этапа. На первом этапе, длившемся несколько столетий, присутствие евреев в Российской империи было полностью запрещено. На втором этапе, который наступил после расчленения Польши в конце 18-го века и неожиданно поставил Россию во главе самой крупной в мире еврейской общины, евреям было разрешено селиться в пределах так называемой 'черты оседлости', но им был ограничен род занятий для получения средств к существованию. Третий этап начался при коммунистическом правлении, когда евреи были эмансипированы как личности, однако им было запрещено отправление религиозных культов, а их продвижению в науке и в руководящей сфере ставились формальные и неформальные преграды.
Сегодня взгляды, выраженные инициаторами данного запроса, явно говорят о том, что в России еще много таких, кто не забыл антиеврейского наследия своих предков и кто мало чему научился.
По иронии судьбы и к счастью, те евреи, которые могли стать жертвами сегодняшних российских антисемитов, в большинстве своем уехали, вернувшись на родину своих предков - в Израиль. Тем не менее, на просторах самой большой в мире страны остается достаточно много евреев, которые могут стать жертвами антисемитов и чья безопасность должна стать предметом озабоченности евреев в целом и еврейского государства в особенности.
Но новая волна антисемитизма в России должна волновать россиян даже больше, чем евреев.
Не случайно то, что чем более терпимым становится западное общество в целом, и в отношении к евреям в частности, тем более оно модернизируется. Голландия, которая в 16-м веке приветствовала у себя изгнанников из Испании и Португалии, стала на том этапе всемирным центром торговли. Англия, которая в 17-м веке разрешила евреям въезд, в это время становилась ведущей мировой сверхдержавой. Подъем Франции на уровень мирового господства шел в тандеме с эмансипацией евреев. А Америка стала претендовать на роль сверхдержавы именно тогда, когда объявила свою территорию убежищем для евреев, бежавших от антисемитских преследований из России.
С другой стороны, страны, преследовавшие евреев, как, например, Испания в 15-м веке, вскоре испытывали упадок и предавались историческому забвению. Прочие, подобные нацистской Германии и Советскому Союзу, терпели полный крах.
Кратко резюмируя сказанное, можно сказать следующее. У постсоветской России такой же выбор. Или она захочет присоединиться к слепому фанатизму фашистов и коммунистов, стремящихся к сомнительному 'славному прошлому', или предпочтет терпимость демократов и тех сил, которые смотрят в действительно славное будущее.
Многие рассматривают Россию как одну из четырех быстро развивающихся держав, наряду с Китаем, Индией и Бразилией. Однако в отличие от остальных трех стран, которые, по крайней мере, демонстрируют достаточную культурную, религиозную и этническую терпимость, Россия по-прежнему находится под грузом идеологий, которые могут вернуть ее назад - туда, откуда она пришла. Случись такое, главной жертвой станут не евреи, а матушка Россия.
____________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Закат звезды богатых русских евреев ("The Jerusalem Post", Израиль)
Еврейские новости становятся российскими ("The Jerusalem Post", Израиль)
Атавистическое отношение к евреям в России ("The Economist", Великобритания)
Запоздалая реакция ("Haaretz", Израиль)
Путин: речь в Освенциме, и ни слова о евреях ("The Jerusalem Post", Израиль)
Путин: Извините за 'сионистскую' оговорку ("The Jerusalem Post", Израиль)
Где был Бог, когда творилось зло? ("The Wall Street Journal", США)
Кровь Освенцима в венах Израиля ("ABC", Испания)