Сотрудники посольства в Киеве молят о помощи, но в Министерстве иностранных дел никто не реагирует. На посольство 'обрушилась поистине лавина заявок на получение паспортов безопасности' (Reiseschutzpass - паспорт, гарантирующий оплату процедуры возможной высылки из страны и медицинской страховки. - Прим. пер.), писала в феврале 2002 года в Берлин руководитель визового отдела. Проверку украинских заявителей 'нормально проводить больше не представляется возможным', открывается 'новый канал для нелегальной миграции в страны шенгенского соглашения, есть опасения, что среди заявителей окажется крайне много нежелательных лиц'. Месяц спустя, уже само посольство написало, что ситуация приходит в еще 'больший хаос', контроль над территорией перед представительством установили 'мафиозные структуры'. Но Берлин упорно молчал.
Если до этого в Киеве выдавали каждый день тысячу виз в день, то после появления указа Фольмера (Volmer) от марта 2000 года эта цифра возросла вскоре в два раза, это самый большой показатель среди всех немецких посольств, 750000 шенгенских виз - за три года. Личность заявителей больше не проверяется, с 2001 года достаточно нового, заверенного Министерством внутренних дел паспорта безопасности, такие паспорта имел право продавать какой-то сомнительный страховой агент из Швабии.
Собственно, не видеть проблем было нельзя. Перед дверями в Киеве толпились тысячи людей, мафиози продавали паспорта безопасности и места в очереди, были драки, нередко приходилось вмешиваться милиции. Организации по оказанию помощи жаловались, что с помощью паспортов безопасности в Западную Европу переправляли украинских женщин для занятия проституцией. Уже в июле 2002 года один судья выступил на процессе по незаконной миграции с обвинением, что внешнеполитическое ведомство и посольство оказались не в состоянии проверять заявки на получение виз и тем самым способствовали совершению преступлений. В феврале 2004 года кельнский судья сказал, что вынес приговор одному незаконному мигранту, причиной преступного успеха которого был 'хладнокровный путч, направленный против законодательства' в форме указа Фольмера.
В то время как Министерство иностранных дел продолжало игнорировать призывы о помощи из Киева, Министерство внутренних дел очень внимательно отслеживало ситуацию. Была попытка как-то изменить ее с помощью подготовки заключений по данному вопросу. Специальная группа по расследованию Федерального криминального ведомства была направлена в 2001 году в Киев, в мае 2002 года она пришла к выводу, что немецкое посольство в Киеве превратилось в контролируемую 'крупными международными преступными группировками горячую точку' по проникновению в страну нелегальных рабочих и проституток. Только после появления этого доклада и материалов критического содержания в прессе Министерство иностранных дел прекратило выдачу паспортов безопасности, но сначала ввело в силу указ Фольмера.
Об этой детали в основном известно уже как год, Berliner Zeitung тоже внесла свой вклад в разоблачение аферы. Бывший сотрудник посольства в Киеве сказал корреспонденту газеты, что указ Фольмера привел к тому, что паспорта безопасности стали принимать за бланк для визы. Он также сказал, что одновременно оказывалось давление, чтобы выдавалось как можно больше виз. Государственный секретарь МИДа Керстин Мюллер (Kerstin Mueller) объясняла в Бундестаге, что украинские сотрудники посольства уволены из-за коррупции и взяточничества, а один немец был отправлен раньше срока на пенсию. Действительно, в настоящее время в Берлине идет следствие в отношении сотрудников Министерства иностранных дел и Министерства внутренних дел, их обвиняют в пособничестве незаконной миграции и во взяточничестве.