Более жесткая иммиграционная политика уменьшает электорат правительственной партии 'Венстре'
Оденсе. 18-летний Мустафа Махмуд Аден приехал на автобусе из Оденсе в Копенгаген и Орхус, чтобы посмотреть своими глазами на предвыборные баталии руководителей двух крупнейших партий Дании - 'Венстре' и социал-демократической.
'Могенс (Люккетофт) привлекает молодежь. Я проголосовал бы за него', - говорит родившийся в Сомали Аден. Люккетофт - председатель социал-демократической партии Дании.
Аден из-за возраста пока не имеет права голоса, но политикой он активно интересуется. У собирающегося стать архитектором молодого человека есть свое мнение, например, по поводу закона, который не разрешает датчанину моложе 24 лет 'привозить' в Данию супругу из-за границы. Но сами граждане Дании могут создавать семью уже в 18 лет.
'Закон правильный. Без него учеба многих иностранок прервалась бы из-за необходимости официально выйти замуж', - заявляет Аден. Защитники закона солидарны с такой постановкой вопроса, но это - одна из самых обсуждаемых в обществе предвыборных тем. Критики законопроекта считают указанное выше требование нарушением прав человека.
Выборы депутатов парламента назначены на вторник, но приближение даты выборов в месте проживания Адена - Воллсмосе практически не было заметно в конце прошлой недели. Предвыборная агитация в Воллсмосе не бросается в глаза в отличие от других городов Дании. Только у социал-демократической партии открыт 'агитационный уголок' в виде столика с призывами и предвыборной программой в помещении местного магазина.
Слово 'Воллсмосе' ассоциируется у многих датчан с гетто, где проживают преимущественно иммигранты, беспорядками и насилием. Друзья Адена - датчане - побаиваются ходить к нему в гости и не приезжают в Воллсмосе. Сам Аден говорит, что сейчас у них спокойнее. А нехорошая, пугающая обывателя слава - это действия всего одной группы хулиганов. Для обеспечения общественной безопасности в Воллсмосе открыли год назад свой полицейский участок.
Родившийся в Кувейте, но выросший в Ираке 24-летний кузнец Бадер Хода Рахим говорит, что не сталкивался с проявлением расизма в Дании. Приехавший в Данию в 1997 году в качестве беженца Рахим получил датское гражданство неожиданно быстро - уже в 1998 году. Его родители погибли в Ираке во время беспорядков.
По мнению Рахима, в Дании все отлично. Ему не нравится только правая популистская народная партия. 'Я буду голосовать за социал-демократов', - говорит он.
При ярком солнечном свете февральский Воллсмосе похож на типичный пригород или спальный район большого города 70-х годов прошлого столетия: высокие многоэтажные дома и среди них - торговый центр, где наряду с магазинами расположилась пара плохо проветриваемых баров.
Но обитатели этого микрорайона не похожи на жителей Северной Европы: из 10 000 жителей 63% - это иммигранты и беженцы. В их число входят представители 80 наций и народностей.
Безработных здесь - 70% жителей, в то время как в целом по Дании доля не занятого трудоспособного населения составляет всего около 6%.
Подобные места, в которых концентрированно проживает так много иностранцев, есть и в других больших городах, но Воллсмосе известен, как самый проблемный.
'В классе, где учатся мои дети, всего два или три ребенка-датчанина. Мы хотим перевести своих детей в другую школу. Дания не нуждается в новых переселенцах', - говорит 30-летняя Эмсал Таскин.
Ее мать приехала в Данию из Турции 35 лет тому назад. Она проработала многие годы в детском саду и на производстве и настоятельно рекомендует дочери отдать свой голос социал-демократам, проводящим, на ее взгляд, правильную иммиграционную политику.
Из-за притока иммигрантов Воллсмосе сильно изменился за последние годы, как и другие подобные ему микрорайоны, и не похож уже на датский городок. Датчане переселяются отсюда. Но и иммигранты переселяются в другие места.
'Это - интеграционная лаборатория: люди переселяются сюда жить, находят работу и опять меняют место жительства', - рассказывает Таниа Кейзер, изучавшая судьбы жителей этого микрорайона в рамках проекта по развитию Воллсмосе. В школьном классе за один год состав учеников может обновиться более чем наполовину.
Согласно исследованиям, обнародованным специалистами, иммигранты голосуют так же активно, как и местное коренное население.
Подавляющая часть иммигрантов голосует за социал-демократов по той причине, что нынешняя правящая правая партия 'Венстре' инициировала принятие законов, ограничивающих прием в страну иммигрантов и беженцев. В 2001 году в Дании было подано 12 600 заявлений от беженцев, стремившихся получить убежище. Положительно этот вопрос был решен в 53% случаев. В 2004 году заявлений от беженцев было примерно 3 000. Положительного решения дождались из них 9%.
26-летний продавец магазина 'Севен' Йонас Ларсен еще не определился, за какую партию проголосовать. Он работает в угловом магазине, что расположен в идиллическом центре города Оденсе и входит в число примерно 20% датских избирателей, не определивших пока для себя приоритеты. Его мать рекомендует голосовать за социал-демократов, но сам Ларсен склоняется в сторону 'Венстре'. Ему нравится ее лидер Андерс Фог Расмуссен. Правая популистская народная партия ему не симпатична.
Аналитики предрекают победу партии 'Вестре', и Андерс Фог Расмуссен, видимо, останется премьер-министром.