Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Большие аппетиты новых игроков

Беседа с Клодом Мандилем, главой Международного энергетического агентства

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Благодаря целой серии долгосрочных соглашений о поставках нефти и газа, Китай, Япония и Индия проникают на энергетические рынки России и Ирана. Доступ к стратегическим энергетическим резервам этих стран ставит европейцев в положение цуг-цванга.

Китай и Индия проникают на российский энергетический рынок. Борьба за ресурсы обостряется. Что это значит для Европы?

Действительно, конкуренция становится более жесткой. Но что касается нефти, то нужно сказать: проблема заключается не в том, что больше российской нефти поступает в Азию и меньше в Европу. Нефтяной рынок - это глобальный рынок. Вопрос стоит так: достаточно ли инвестиций во всем мире направляется на удовлетворение растущих потребностей, в том числе и в России? Если это не происходит, значит, следствием будут более высокие цены на нефть.

Правильные ли меры принимают европейские правительства?

Европа должна задействовать все политические механизмы, чтобы в России в энергетическом секторе инвестиционный климат улучшился. Это касается дальнейшей либерализации газового рынка и рынка электроэнергии, увеличения капиталовложений в нефтедобычу и транспортную систему, являющуюся главной проблемой в России.

Что могут сделать политики, если 'Газпром' предпочтет продавать сжиженный газ США, вместо того, чтобы отправлять его по трубопроводам в Европу?

Это не должно нас пугать. Это конкуренция, и мы знаем правила игры. Но пока российский газовый рынок не открыт для свободной конкуренции, Европе следует быть осторожнее и стараться обеспечить себя как можно большим числом источников газа.

Германия делает ставку на мощные национальные энергетические концерны, работающие на российском рынке. Правильна ли такая стратегия?

Нам нужны сильные предприятия. Но в будущем в Европе энергетический рынок будет единым. Поэтому считаю, что нельзя смотреть на эту проблемы только через призму национальных интересов. Главное, не слишком сильно зависеть от 'Газпрома' на общеевропейском уровне. И мы должны решить, насколько крупными должны быть ведущие промышленные предприятия Европы, чтобы оставаться конкурентоспособными.

Вы не считаете, что существует определенная опасность военных конфликтов из-за энергетических ресурсов?

Как глава Международного энергетического агентства я ничего не могу сказать по этому поводу. Но не секрет, что вопросы энергетики играют большую роль в дипломатии, в том числе и многих европейских государств. На глобальном энергетическим рынке сейчас появилось много новых игроков, и у некоторых из них действительно большие аппетиты.