В своей второй инаугурационной речи, подцвеченной евангелистским рвением, Джордж Буш (George W. Bush) заявил: 'Сегодня Америка вновь обращается ко всему миру'. Однако, непохоже, чтобы весь мир слушал. Новый миропорядок действительно зарождается, но его архитектуру разрабатывают в Азии и Европе, на встречах, куда американцев не приглашают. Вспомните формат 'АСЕАН + 3', объединяющий членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, Китай, Японию и Южную Корею. У этой организации есть потенциал стать самым большим торговым блоком мира, затмив Евросоюз и Североамериканскую ассоциацию свободной торговли.
Углубление связей между странами 'АСЕАН + 3' является крупным дипломатическим поражением США, надеявшихся использовать организацию Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) для ограничения роста азиатского экономического регионализма за счет Америки. Точно также недавние шаги южноамериканских стран для укрепления экономического сообщества продемонстрировали явное неприятие попыток США утвердить свое господство в зоне свободной торговли западного полушария.
Вспомните также и быстрое продвижение ЕС на пути к военной независимости. Протесты Америки не смогли помешать Евросоюзу создать собственное ведомство военного планирования, независимое от НАТО (и, следовательно, Вашингтона). Европа создает свои силы быстрого реагирования. И, несмотря на сопротивление США, разрабатывает свою спутниковую систему 'Галилео', которая уничтожит монополию американской глобальной навигационной спутниковой системы.
Участие Китая в проекте 'Галилео' обеспокоило американских военных. Но Китай, как и другие страны, желающие стать космическими державами, заинтересован в предотвращении контроля США над космосом в военных и коммерческих целях. Сотрудничая с Европой по 'Галилео', Китай одновременно становится партнером Бразилии для запуска спутников. И уже совсем беспрецедентным стало недавнее согласие Китая принять у себя российские войска для проведения совместных учений. США оказываются в стороне даже в той сфере, которую Буш в своей речи на прошлой неделе назвал миссией Америки, - в продвижении демократии и прав человека. ЕС направил гораздо больше ресурсов на консолидацию демократии в посткоммунистической Европе, чем США. Напротив, США при Буше лицемерно используют продвижение демократии как оправдание для кампаний против государств, против которых Америка выступает по стратегическим причинам. Вашингтон осуждает тиранию в Иране, но терпит ее в Пакистане. В Ираке демократизация как цель была озвучена только после вторжения, которое ранее оправдывалось наличием у Саддама Хусейна (Saddam Hussein) оружия массового поражения и его сотрудничеством с 'Аль-Каидой'.
Нельзя также сказать, что американская демократия подает человечеству образцовый пример. Нынешнее однопартийное правление в США частично объясняется искусственным изменением границ административных округов в пользу республиканцев, что подчеркивает господство денег в американской политике. Американские судьи - многих из которых назначит Буш - все больше ведут себя как партийные активисты в черных мантиях. Устаревшая избирательная система страны, по которой победителю достается все, в большинстве других демократий давно заменена на более справедливые версии пропорционального представительства.
В других областях мировых моральных и институциональных реформ США сегодня скорее ведомый, чем ведущий. Права человека? Европа отменила смертную казнь и пытки, тогда как США возглавляют список стран, где практикуется высшая мера наказания. При Буше США создали международный военный 'ГУЛАГ', в котором подозреваемые часто подвергались пыткам. Международное правление закона? На протяжении поколений целью США было продвижение международного законодательства в сотрудничестве с другими странами. Но неоконсерваторы, которые сейчас распоряжаются в Вашингтоне, высмеивают саму идею международного законодательства. Следующим Генеральным прокурором США станет юрист Белого дома, назвавший Женевские конвенции устаревшими.
Десять лет назад американские триумфаторы смеялись над теми, кто заявлял, что мир из однополярного превращается многополярный. Где доказательства существования противовеса США? - спрашивали они. Сегодня доказательства иностранного сотрудничества для ограничения господства Америки видны повсюду - от возрастающего значения региональных торговых блоков, исключающих США, до международных космических проектов и военных учений, неучастие Америки в которых явно бросается в глаза.
США действительно остаются единственной страной, способной распространять свою военную мощь по всему миру. Но однополярность военной сферы в узком определении нисколько не мешает быстрому развитию многополярности на геополитической и экономической аренах. А другие великие державы счастливы позволить США напрасно проливать кровь и лелеять свою обреченную на провал мечту возродить на Ближнем Востоке Британскую империю времен окончания Первой мировой войны.
То, что остальной мир создает институты и союзы, не включающие США, не должно вызывать удивления. Мнение, что американским лидерам можно доверить монополию на военную и экономическую власть с тем, чтобы они могли использовать ее на благо человечества, никогда не было популярно за пределами США. Тенденцию к многополярности, вероятно, ускорила агрессивная приверженность администрации Буша к одностороннему подходу под лозунгом известного голливудского продюсера: 'Исключите меня'.
Еще совсем недавно без США ничего нельзя было сделать. Но сегодня практически все новое международное институциональное строительство, имеющее хоть какое-то долгосрочное значение в мировой дипломатии и торговле, происходит без участия Америки.
В 1998 году госсекретарь США Мадлен Олбрайт (Madeleine Albright) сказала о своей стране: 'Мы незаменимое государство'. Но односторонний подход Буша доказал, что она была не права. США оказались вполне заменимым государством. Европа, Китай, Россия, Латинская Америка и другие регионы и страны потихоньку предпринимают меры, эффектом, если не единственной целью, которых будет поставить Америку на место.
Ирония заключается в том, что, выиграв Холодную войну, США переняли стратегию, из-за которой Советский Союз эту войну проиграл: надеясь, что грубой военной силы будет достаточно для запугивания других великих держав, которых оттолкнула воинственность Америки. Добавляет иронии и то, что эти другие великие державы разрабатывают планы новых международных институтов и союзов. Именно это делали США во время и после Второй мировой.
Но то была иная Америка, возглавляемая мудрыми и конструктивными политиками, такими, как госсекретарь Дин Ачесон (Dean Acheson), который написал о том, как 'присутствовал при сотворении'. Нагловатый подход администрации Буша стал гарантией того, что США не пригласят поучаствовать в разработке международной архитектуры Европы и Азии в 21-м веке. На этот раз Америка при сотворении отсутствует.
____________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Обвиняется американская стратегия ("China Daily", Китай)