Этот митинг в Токио прошел при большом стечении народа. Около полутора тысяч человек, включая ведущих политиков как правящего, так и оппозиционного блоков, пришли сюда в понедельник потребовать от России немедленного возврата Северных территорий под контроль Японии.
Однако на Крайнем Севере в тот же день также прошел подобный митинг, причем цель его была диаметрально противоположна. Местные жители и российские политики собрались в российской провинции на Сахалине и потребовали, чтобы Япония отказалась от каких бы то ни было притязаний на Северные территории, захваченные советскими войсками в конце второй мировой войны.
В понедельник отмечалась 150-летняя годовщина со дня подписания самого первого договора между Россией и Японией - этот день сейчас называется Днем Северных территорий, - однако на подписание нового договора вряд ли есть какие-либо надежды, потому что ни одна сторона не собирается отказываться от однажды занятых позиций. Президент России Владимир Путин выказывает все большую склонность к проведению 'жесткой линии', что не оставляет людям из МИД Японии, совсем недавно лучившимся оптимизмом, иного выбора, как вновь начать сокрушенно качать головами.
Кое-кто из должностных лиц министерства давно заявляет, что у России и Японии нет принципиальных противоречий по поводу этого территориального спора. Но сейчас в это уже никто не верит.
Среди тех, кто в понедельник пришел в Токио на митинг призвать к скорейшему возвращению островов Кунашир (Kunashiri), Шикотан (Shikotan), Итуруп (Etorofu) и Хабомаи (Habomai), особо выделялись старики, раньше жившие на этих самых островах.
Представители политических партий выступили на этом ежегодном собрании впервые. Все они говорили о своей решимости добиться передачи контроля над Северными территориями обратно Японии, однако ни один из них не предложил новых идей относительно того, как выйти из тупика в переговорном процессе с Россией.
- Мы будем работать вместе со всеми вами, и при этом будем всегда помнить, что наша изначальная цель - сделать так, чтобы острова были возвращены, - заявил Цутому Такебе (Tsutomu Takebe), генеральный секретарь правящей Либерально-демократической партии, представляющий один из районов на Хоккайдо (Hokkaido).
От оппозиционной партии 'Минсуто' (Minshuto, Демократическая партия Японии) на митинге выступил Юкио Хатояма (Yukio Hatoyama), бывший председатель партии, также представитель Хоккайдо.
- Мой дед Ичиро (Ichiro) был в Москве 49 лет назад, но тогда ему не удалось подписать мирный договор о возврате хотя бы двух островов. Как политик, я считаю, что необходимо что-нибудь сделать, чтобы решить этот вопрос, - сказал он.
Но что?
Такебе возобновил заседания, на которых рассматривается вопрос Северных территорий. Эти заседания впервые за последние 22 года пройдут в марте в Кусиро (Kushiro) и Немуро (Nemuro). Однако даже среди членов возглавляемой Такебе партии мало кто верит в то, что удастся добиться какого-то прогресса.
Япония настаивает на передаче ей всех четырех островов, а Россия не желает уступать ничего, кроме Хабомаи и Шикотана.
Некоторые в ЛДП считают, что сейчас лучше отложить вопрос с Кунаширом и Итурупом, объявить их особым регионом и дальше продолжать переговоры, с той же конечной целью - добиться передачи Японии и этих двух островов. При этом в правительстве признают, что пока Либерально-демократическая партия не поддержала безоговорочно ни одно из предлагаемых решений и, к большому сожалению, не имеет политиков, обладающих связями с влиятельными фигурами в России.
У японских дипломатов готово примерное расписание контактов на ближайшее будущее, которые, как они рассчитывают, смогли бы обеспечить прорыв в переговорах. Но их надежды быстро тают.
Министр иностранных дел Нобутака Макимура (Nobutaka Machimura) ездил в Россию в январе, чтобы договориться об ответном визите своего коллеги Сергея Лаврова в Японию в марте. Во время поездки Лаврова японцы постараются твердо согласовать дату визита в свою страну Владимира Путина.
Однако сейчас люди из Министерства иностранных дел говорят, что, если Путин и приедет, то, вероятнее всего, просто ответит отказом на все японские предложения.
Осенью прошлого года Лавров напомнил о Совместной декларации Японии и Советского Союза от 1956 года и заявил, что Россия может отдать только Хабомаи и Шикотан. Россия фактически сказала, что ее официальные представители пошли на компромисс в этом территориальном споре, и теперь - хотя никто не сказал об этом вслух - ждут от Японии аналогичных уступок.
В понедельник Макимура заявил, что между Россией и Японией действительно имеют место 'серьезные разногласия'. Также он отметил, что, возможно, после визита Путина премьер-министру Дзюнъитиро Коидзуми (Junichiro Koizumi), добивающемуся передачи Японии всех четырех островов, придется поехать с ответным визитом в Россию.
В то же время, граждане России высказывают свою поддержку позиции Путина. Они собрались перед зданием генерального консульства Японии в Южно-Сахалинске, административном центре Сахалина, от которого рукой подать до Северных территорий. Участники митинга высказались против, по их словам, 'территориальных амбиций' Японии.
По сведениям ИТАР-ТАСС, около трехсот человек, включая членов регионального законодательного собрания, подписали резолюцию, в которой призвали Японию перестать оглядываться на прошлое и сделать первый шаг к началу действительно дружеских отношений с Россией.
Однако у проблемы есть и еще один аспект. Первого февраля Министерство природных ресурсов России выпустило заявление, в котором говорится, что, помимо месторождений нефти, золота и титана, в земле Северных территорий обнаружены залежи редкоземельных металлов. Согласно заявлению министерства, острова имеют для России 'особое геополитическое значение'.