Die Presse: Как должен в будущем строить ЕС свои отношения с соседними европейскими странами, такими, как Украина?
Бенита Ферреро-Вальднер (Benita Ferrero-Waldner): Мы хотим создать круг друзей. Речь о том, чтобы страны, находящиеся за пределами ЕС, были с нами связаны теснее. Здесь существует взаимный интерес. Эти страны хотят иметь более тесные связи с Союзом. Мы заинтересованы в том, чтобы передавать им наши общие ценности. Именно из таких общих представлений мы исходили при подготовке нашего плана действий, касающегося Украины. Такая позитивная позиция ЕС способствовала тому, что Виктор Ющенко вышел во второй тур и победил на выборах. С тем, чтобы поддержать позитивный процесс на Украине, мы предложили план из десяти пунктов. Согласно документу, Украина получила в рамках политики ЕС в отношении соседей авангардное место.
Die Presse: Но президент Украины Ющенко хочет не только этого, но и вступления в ЕС.
Бенита Ферреро-Вальднер: В плане из десяти пунктов нет одного единственного пункта, который украинцы хотели бы видеть. И этот пункт - вступление в ЕС. Здесь следует сказать, что Украина пока еще не выполнила даже соглашение о партнерстве и сотрудничестве, которое мы подписали много лет назад. Страна нуждается Еще в радикальных реформах. Необходимо наверстывать упущенное в таких областях, как борьба с коррупцией, отделение политики от экономики. Тут предстоит громадная работа.
Die Presse: ЕС, что касается Турции и балканских стран, действовал иначе и очень скоро все же открыл для них перспективу вступления.
Бенита Ферреро-Вальднер: Предыстория с Турцией совершенно иная. С 1963 года на основе соглашения об ассоциированном членстве существуют постоянные и очень тесные связи. Кроме того, ЕС только что принял в свой состав десять новых членов. Ему необходимо время, чтобы переварить это крупное расширение.
Die Presse: Станет ли возможной, когда это произойдет, интеграция таких стран, как Сербия?
Бенита Ферреро-Вальднер: Сербия находится на таком же положении, как и все другие балканские страны. Основное условие - должны действовать настоящая демократия, права человека, принципы правового государства. Конечно, тут надо и кое-что сделать, например, это касается сотрудничества с Международным трибуналом в Гааге.
Die Presse: Вы человек в Брюсселе знающий: какие все же последствия имело последнее расширение ЕС?
Бенита Ферреро-Вальднер: Австрии тоже потребовалось много лет, чтобы справиться со вступлением. Это было непросто. Если посмотреть, сколько еще предстоит сделать, например, в Румынии и в Болгарии и в некоторых других только что вступивших странах, то я думаю, важно, чтобы мы сделали пока передышку.
Die Presse: Могут ли быть какие-то задержки со вступлением в ЕС Румынии ли Болгарии?
Бенита Ферреро-Вальднер: Я уверена, что это произойдет, как и запланировано, в 2007 году. Но, без всяких сомнений, перед этим будет проведен заключительный и основательный мониторинг зрелости для вступления в ЕС.
Die Presse: На этой неделе Вы отправляетесь в Израиль. Предложит ли когда-то ЕС членство также Израилю?
Бенита Ферреро-Вальднер: В настоящее время такой вопрос не стоит. Мы включили Израиль в рамки политики Союза в отношении соседних стран. В планах действий есть что предложить любой стране.
Die Presse: Есть планы расширения дипломатической службы ЕС. Не станет ли она в будущем конкурентом национальных дипломатических служб?
Бенита Ферреро-Вальднер: До этого нам еще далеко. Мы пока разрабатываем первые предложения. Мы хотим создать эффективную службу внешних сношений Союза. Государства-члены ждут, что они будут тоже привлечены к этому. Мы разработаем этот вопрос в следующем году. Самое важное то, что Союз имеет функцию поддерживающего органа. А государства-члены могут в настоящее время сохранять свои дипломатические службы.
Die Presse: В этом году исполняется десять лет с тех пор, как Австрия стала членом ЕС. Наша страна во многих областях, таких, как экономика, имеет позитивные итоги: достаточно взглянуть на показатели экспорта в страны ЕС. Но не все так хорошо, что касается настроений среди населения. Почему к ЕС относятся так негативно?
Бенита Ферреро-Вальднер: Есть две основные причины, почему появился этот скептицизм. Одна - 2000 год (санкции). Австрийцы еще не забыли это. Без сомнений, другая причина - транзитное сообщение. В целом я могу сказать, что есть и позитивные настроения. Австрийцы, в частности, в своей массе хорошо информированы о Союзе, но не всегда по существу. Это и моя задача, разъяснять лучше позицию ЕС. Вести разъяснительную работу это также важная задача средств массовой информации.
Die Presse: Но австрийцы крайне скептически настроены также к очередному расширению Союза, даже более скептично, чем все другие граждане ЕС.
Бенита Ферреро-Вальднер: У австрийцев здоровое восприятие. У нас сейчас произошло большое расширение, и оно прошло хорошо. Но нам необходимо время, чтобы осилить это расширение.