Болезнь папы более не является внутренним делом церкви. Нескольких слов, сказанных его правой рукой - кардиналом Содано (Анджело Содано - Государственный секретарь Ватикана - своего рода 'премьер-министр' католической церкви - прим. пер.) - 'Отставка? Оставим ее на совести папы, он знает, что ему делать' - хватило для того, чтобы нарушить вековое табу.
Вопрос об отказе римского понтифика от своего поста - уже на повестке дня. Он стоит не только перед миром церковного клера, но и перед общественным мнением глобализированного мира, по которому Иоанн Павел II харизматически колесил в течение четверти века. В верхах ватиканской Курии свирепствует буря противоречащих друг другу высказываний, но чем больше запальчивость тех, кто отказывается обсуждать проблему отставки, тем острее встает вопрос об эффективном управлении миллиардом с лишним католиков. Попросту говоря - Папа ли служит Церкви, или это Церковь работает на его имидж. 'Говорить о его отставке - это демонстрация дурного вкуса, и еще хуже, когда считают, что этот вопрос возник из-за какого-то гриппа', - полемически резко обрывает кардинал Ре, влиятельный префект департамента по делам епископов (кардинал Джованни Баттиста Ре - префект ватиканской конгрегации ('министерства') по делам епископов - прим. пер.).
Подобные разговоры - сигнал о расколе в верхах Курии. С одной стороны, такие кардиналы, как Ре или Кастрильон Ойос, ответственный за двести семьдесят тысяч католических священников, разбросанных по всему миру (кардинал Кастрильон Ойос - префект ватиканской конгрегации по делам клера - прим. пер.), отвергают идею 'потому, что в опытных и святых руках Его Святейшества находится штурвал Церкви'. С другой стороны - Государственный секретарь, убежденный в том, что любовь Войтылы к Церкви даст ему возможность выбрать правильное решение в условиях полной свободы.
Кое-кто полагает, что Содано просто неосторожно сказал лишнее. Трудно поверить в это, зная, насколько он опытный дипломат. И в это очень трудно поверить, если учесть, что госсекретарь, прежде чем отвечать, пожелал заранее ознакомиться с вопросами, обдумал их - и потом начал разговор.
Правда состоит в том, что перед лицом кризиса, которым открывается третья фаза понтификата Войтылы - периода все увеличивающегося числа болезней - Курия не знает, что предпринять, и склоняется к двум точкам зрения. Есть поборники статус-кво, традиции, сохранения активов, которые должны быть неизменны до того момента, пока понтифик не донесет свой крест до конца. И есть лояльные прагматики, не закрывающий глаз пред реальностью.
Ибо болезнь Войтылы, после фатальных спазмов, которые грозили задушить его, больше не является эксклюзивным делом Ватикана. Невозможно информационно завоевать планету, невозможно стать гигантом двадцатого века, невозможно оставить мощный след в судорожные десятилетия на границе тысячелетий, которые привели нас от падения советского тоталитаризма к американской имперской односторонности, если не стать 'фигурой для всех', какой стал Иоанн Павел II.
Из события, проживаемого втайне, дела исключительно личного, болезнь Войтылы - нравится это или нет - превратилась уже во всемирную загадку. Как пишет 'Le Monde', атмосфера конца правления обнаруживает, что Церковь находится 'в беспорядке и состоянии склероза'. Еще больше поддает жару такой авторитетный католический орган, как 'La Croix', говорящий о сезоне 'полуправды', когда папское окружение пытается 'заставить католиков и весь мир поверить в то, что беспокоиться не о чем'. Больше уже никому не удастся снять тему и заблокировать вопросы.
Глашатаи неприкасаемого и застойного понтификата назойливо повторяют, что Церковь - это не транснациональная корпорация. Естественно. Она - нечто гораздо большее. Сообщество, раскинувшееся на пять континентов, имеющее прочную юридическую структуру, свою дипломатию, центральные департаменты и территориальную реальность, достигающую самых отделенных уголков, со своими университетам, исследовательскими центрами, органами соцобеспечения, школами, детскими садами, своим банком, своим радио, сотнями тысяч кадровых сотрудников. . . - все подчиняющиеся абсолютному сюзерену, который, в свою очередь, (согласно канону 331 кодекса канонического права) 'в силу своей должности обладает верховной, полной, непосредственной и всеобщей властью над Церковью'.
Для тех, кто находится внутри Церкви и вне ее, важно знать, кто ею управляет и как управляет. Одно дело, когда выбор епископа является результатом глубокого изучения досье, или же когда его благосклонно утверждает больной человек, только что закончивший обед.
Кароль Войтыла, как известно, не собирается уходить в отставку, он хочет потратить себя до последнего вздоха. В соответствии с кодексом, никто не может вынудить его сделать это. Менее известно, что сам он несколько лет назад поставил проблему, касающуюся папской отставки, перед тайной комиссией. Человек способен удивлять.
Не случайно его старый однокашник, аргентинский кардинал Мехия (Mejia), предупреждает в эти часы: 'Желательно и благоразумно, чтобы Папа Войтыла написал письмо с распоряжениями (письмо об отставке с открытой датой на случай полной невозможности исполнять обязанности из-за болезни - прим. ред. 'La Repubblica'), как это сделали Павел VI и Пий XII. Не предусмотреть этого может создать проблемы в случае, если ситуация резко изменится'.