На Кавказе еще случаются чудеса. 'Дорожные полицейские, всегда слонявшиеся по улицам без дела, без разбора останавливавшие машины и собиравшие деньги с водителей, исчезли', - говорит 67-летний Анзори. Работая в грузинской столице Тбилиси таксистом, Анзори часто страдал от этих бандитов в форме. Теперь же он ликует: 'Они исчезли! Наш молодой президент Михаил Саакашвили пообещал нам это. И он сдержал свое слово. Правительство купило 20 Пассатов, и теперь они патрулируют на них улицы города'. И главное: кто будет пойман с поличным за взяточничество, будет уволен.
Словно на другой планете, происходит и еще одно чудо - уже в промышленном центре Рустави, в 30 километрах от столицы, представлявшим собой просто кошмар. Говорят, что развалившийся сталелитейный завод нашел двух итальянских инвесторов, которые хотят купить 98 процентов акций у грузинского государства и вложить в предприятие 300 миллионов долларов. У 5000 рабочих снова появится работа.
Через 13 лет после распада СССР новый грузинский президент хочет высвободить свою родину из пут коррупции и вырвать ее из экономической бездны. Эти обещания Михаил Саакашвили дал народу, когда в ноябре 2003 г. мирная 'розовая революция' смела с поста президента его ненавистного предшественника, Эдуарда Шеварднадзе. Прошел год, но волна надежд населения не спадает, даже после загадочной смерти премьер-министра Зураба Жвании, которая произошла на прошлой неделе. Жвания считался двигателем реформ. Именно поэтому еще больший груз ответственности ложится на плечи 37-летнего главы государства.
Михаилу Саакашвили, получившему образование юриста в Нью-Йорке, теперь придется больше полагаться на олигарха из машиностроительной отрасли, Каху Бендукидзе, назначенного им на должность министра экономики. С помощью радикальных налоговых реформ и быстрой приватизации Каха Бендукидзе, настоящий тяжеловес, как в физическом, так и в политическом смысле, хочет обеспечить стране экономический взлет: 'Мы должны продать все, кроме нашей чести'. От 21 налога остались только 9, включая практически беспрецедентно низкий подоходный налог в 12%. Радикальное преобразование уже принесло Бендукидзе свои первые плоды: экономический рост в первом полугодии 2004 г. составил 9,4 %. Теперь в Грузию возвращаются первые 800 000 грузин, проживавших за рубежом.
Новая власть не особенно церемонится. Предприниматели из стана Шеварднадзе и высокопоставленные коррумпированные чиновники были арестованы перед снимавшими это телевизионными камерами. На свободу они могут выйти только в том случае, если вернут в государственную казну неуплаченные налоги или полученные взятки. С тех пор, как это началось, закрома министерства финансов в стране, где раньше был хронический дефицит бюджета, просто ломятся.
Несмотря на это, предприниматели довольны новым экономическим курсом. 'За такое короткое время Саакашвили добился уже многого', - отмечает Алекс Хиковани, коммерческий директор крупнейшего в Грузии винодельческого завода, 75 % которого принадлежат французскому гиганту Pernod Ricard.
Однако следы упущенного времени можно встретить в Грузии повсюду. Пока импульсивный Саакашвили сокращает чиновничий аппарат, чтобы избавиться от коррупции, на проспекте Руставели, центральной улице Тбилиси, встречается все больше и больше бездомных детей. С другой стороны, шикарные темные лимузины в окружении телохранителей перед казино свидетельствуют о том, что криминал далеко не уничтожен. На многих витринах магазинов в центре города висят таблички 'Сдается в аренду'.
Но настоящая угроза для Грузии исходит с севера, от России. Вот еще одна сцена с проспекта Руставели. Десятка три солдат идут за открытым гробом с телом их товарища. Он погиб во время боев за сепаратистскую республику Южную Осетию. Это похороны. Даже если необъявленная война против России всего лишь еле теплится, все равно она представляет угрозу для обновления Грузии.
Речь идет о территории, лишь в полтора раза превышающую территорию Саара. Руководство Южной Осетии хочет объединиться с принадлежащей России Северной Осетией. Российская армия, замаскированная под миротворцев, уже стоит на юге и прилежно раздает российские паспорта южным осетинам. Но Саакашвили объявил, что подчинит центру разбегающиеся в разные стороны территории страны.
Беспокоит все это и Фади Асли, президента грузинского отделения американской торговой палаты в Тбилиси. Через два-три года появятся западные инвесторы, но только если не начнется война, говорит ливанец. Его фирма Agritechnics Group торгует продуктами питания, издает газету и импортирует химикалии. Однако он настроен скептически: 'Грузия - это красивая женщина, которая хочет хорошо выйти замуж. Но отец у нее - мафиозник, брат - наркоман, а мать - на панели. Как же ей найти мужа?'