Украина - самый свежий пример бывшей советской республики, где президент добровольно уступил власть. Но, несмотря на то, что украинское правительство определило привилегии и льготы, которыми будет пользоваться президент Леонид Кучма после ухода в отставку, некоторые союзники нового президента, Виктора Ющенко, призывают начать против Кучмы уголовное расследование. В России Борис Ельцин тоже отказался от власти добровольно. А вот президент Грузии Эдуард Шеварднадзе подал в отставку вынуждено. Так что происходит с президентами после ухода?
Пока остается неясным, какими льготами будет пользоваться президент Кучма. 28 января правительство страны постановило, что он будет иметь право на телохранителей, дачу и пенсию. Эти льготы финансируются за счет налогоплательщиков и соответствуют тем, которые получают другой бывший президент Украины, Леонид Кравчук.
Кроме того, у Кучмы будет право жить в особняке в элитном районе Киева - Пуща Водица - и пользоваться услугами двух помощников и советника. Ему будут предоставлены два автомобиля и четыре водителя. А на даче будет повар, две горничные и два официанта.
Однако некоторые политики, в основном союзники преемника Кучмы, Ющенко, призывают начать немедленное уголовное преследование бывшего президента за якобы совершенные им преступления. В случае возбуждения уголовного дела и признания Кучмы виновным, он лишится всех своих льгот.
Постсоветское пространство видело немного примеров, когда президенты уходили добровольно. Андрей Рябов, эксперт по российской политике Московского центра Карнеги, сказал Радио 'Свободная Европа'/Радио 'Свобода', что законодательство Союза независимых государств в части льгот бывшим президентам остается неразвитым.
'В СНГ система обеспечения бывших лидеров [льготами и привилегиями] еще недостаточно развита, в отличие от Китая, где хороший и эффективный механизм существует с тех пор, как тогдашний лидер страны Дэн Сяопин (Deng Xiaoping) стал менее активно заниматься политикой, - рассказал Рябов. - На постсоветском пространстве эта система только формируется. У нас было лишь два серьезных прецедента - президент России Борис Ельцин и [в меньшей степени] - президент Грузии Эдуард Шеварднадзе'.
Он пояснил, что не упомянул Кучму, поскольку льготы последнего во многом будут зависеть от будущего решения нового премьер-министра Украины Юлии Тимошенко, вступившей в должность на прошлой неделе.
Президент Ельцин добровольно ушел в отставку 31 декабря 1999 года до окончания своего второго срока и избрал Владимира Путина своим преемником. Ельцин получил беспрецедентные льготы и стал известен в стране как 'пенсионер ?1'. По словам Рябова, пример, поданный этими шикарными льготами, не привел к созданию стандартного набора, поскольку его 'пенсия' основывается на личных соглашениях с Путиным.
'Слишком рано говорить, что система [льгот и привилегий] завершена и закончена, потому что привилегии бывших лидеров не основываются на законе, несмотря на то, что так может показаться, - указал эксперт. - На самом деле, они основаны на обещаниях нового лидера [Путина], которого 'сделал' Ельцин и его соратники. Пока Владимир Путин остается у власти, он будет выполнять свои обязательства [перед Ельциным]. Но если следующий президент будет настроен критично по отношению к Ельцину или Путину, я сомневаюсь, что Ельцин сохранит свои льготы'.
Основная часть соглашения между Ельциным и Путиным была связана с привилегиями семье Ельцина и предоставлением его близким соратникам возможности сохранить свои должности в правительстве после прихода Путина к власти.
Средняя Азия: президенты получают привилегии, но не уходят
Ни один из пяти президентов стран Средней Азии, ранее бывших республиками Советского Союза, так и не ушел со своего поста.
Четверо из пяти президентов государств Средней Азии пришли к власти еще в 80-е годы в качестве глав республиканских отделений Коммунистической партии. В Таджикистане Эмомали Рахмонов пришел к власти в 1992 году и стал президентом два года спустя.
Почему лидеры стран Центральной Азии не хотят покидать свои президентские кресла?
В 1991 году только Мухаммад Солих, лидер запрещенной в Узбекистане оппозиционной партии 'Эрк', мог противостоять нынешнему президенту Исламу Каримову на президентских выборах. В конце концов он был вынужден покинуть страну и получил политическое убежище в Европе.
В телефонном интервью 'Радио Свободная Европа/Радио Свобода' Солих сказал, что в Средней Азии, если президент уходит, он теряет не только политическую, но и экономическую власть. Это, по его словам, и есть главная причина, по которой эти лидеры хотят и дальше оставаться у власти - они боятся, что в случае их ухода с президентского поста сама их жизнь будет подвергаться опасности.
- Они боятся, как к ним будут относиться люди, если они уйдут. В этом и кроется причина. Если взять президента Узбекистана, возмездие придет с большей вероятностью от его же союзников, [чем от народа]. Всеобщая ненависть к [Каримову в Узбекистане] заметна очень хорошо, - говорит Солих.
Каримов обеспечил себе множество разнообразных привилегий и льгот в случае своего ухода с президентского поста. В 2003 году парламент Узбекистана принял закон 'Об основных гарантиях деятельности президентов Узбекистана', в котором сказано, что экс-президенты и их ближайшие родственники имеют право на такие пожизненные привилегии, как свобода от уголовного или какого бы то ни было иного судебного преследования. В законе говорится: 'Экс-президента нельзя задерживать, подвергать допросу и обыску'. Президент Узбекистана, покидающий свой пост, пожизненно становится сенатором. Также всем бывшим президентам и членам их семей предоставляется пожизненная охрана за государственный счет.
Если бы даже Каримов и ушел из президентского кресла, он имел бы право сохранить за собой занимаемую им президентскую резиденцию в пригороде Ташкента. Всем будущим президентам тоже положены такие же резиденции. После его смерти его вдова будет иметь право на специальную пенсию, вне зависимости от других ее возможных источников дохода.
Президенты Казахстана Нурсултан Назарбаев и Кыргызстана Аскар Акаев также добились принятия для себя таких же законов - на случай, если в один прекрасный день они вдруг станут экс-президентами.
Лидер Туркменистана Сапармурат Ниязов, или, как его еще называют, 'Туркменбаши', закрепил за собой право быть президентом пожизненно, хотя время от времени он призывает парламент проводить президентские выборы.
В последний раз Ниязов сделал это 2 февраля, сказав, что следующие президентские выборы в стране нужно провести в 2008 или 2009 году, и что кандидатов должно быть как минимум трое. Кроме того, он сказал законодателям, что количество президентских сроков в будущем должно быть ограничено максимум двумя.
- Если будет на то воля Всевышнего, президентские выборы будут проведены. Для участия в этих выборах у нас будет по меньшей мере трое или четверо людей [кандидатов]. У них будет право быть на президентском посту в течение двух сроков, как говорится в нашем основном законе, в конституции. Два президентских срока по пять лет - это в общей сложности десять лет. Давайте не будем продлевать их мандат на более долгий срок. Для меня было сделано [исключение], потому что я стал первым президентом, и давайте еще подольше с вами поработаем. Но для выборов [нового] президента, если будет на то воля Всевышнего и если придет такой человек, который будет честно работать и будет популярен в народе, мы проведем альтернативные выборы, - сказал Ниязов.
Когда уйдет хотя бы один из лидеров стран Средней Азии, изменится политическая картина всего региона. Если Аскар Акаев решит не выдвигать свою кандидатуру на предстоящих в октябре президентских выборах, Кыргызстан может стать первой страной в Средней Азии, в которой придет новый президент.
В первые годы независимости Акаев считался поборником демократии, а сам Кыргызстан называли даже 'островом демократии' в Средней Азии. Однако с тех пор территория этого острова существенно уменьшилась, если не совсем пропала под волнами увеличения президентских полномочий. Так же усилился контроль семьи Акаевых над различными секторами экономики. Так что, по словам экспертов, его клан может не позволить ему уйти, даже если он сам этого хочет, поскольку они боятся потерять экономическое благополучие с потерей политической власти.
Посол Соединенных Штатов в Бишкеке Стивен Янг (Stephen Young) публично порекомендовал Акаеву уйти со своего поста. В своих открытых выступлениях он неоднократно высказывался о том, что Соединенные Штаты хотели бы видеть в Кыргызстане сменяемость политической власти.
Маркус Мюллер (Markus Mueller), глава бишкекского центра Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) также высказался по поводу возможной смены власти в Кыргызстане.
- Я не могу рассуждать по этому поводу, - заявил он, - Он сам, президент, сказал мне, что не будет выставлять свою кандидатуру [на следующий срок]. Он сказал [это мне], и он [говорил это] несколько раз, и в Германии, и здесь. Я могу только верить в то, что он действительно говорит правду - по поводу того, что не будет [больше] баллотироваться.
Андрей Рябов, политолог из московского Центра Карнеги, считает, что, скорее всего, смена власти в странах Средней Азии все-таки произойдет, но действующие президенты сами выберут себе преемников из собственных кланов.
- Я думаю, что [они будут выбирать преемников] только из своих кланов, потому что сами политические системы в Средней Азии носят клановый характер, - говорит Рябов, - [преемник] должен быть высокопоставленным лицом и происходить из этого же клана - так сказать, знать секреты этого клана. Также, что очень важно, он должен быть способен принимать политические решения.
По словам Солиха, президенту Узбекистана будет очень трудно выбрать себе преемника из собственного клана.
- [Президент Узбекистана] Каримов не доверяет этим людям, потому что знает, что они только и ждут момента, когда его положение ослабнет, - говорит Солих, - и тогда они первыми его предадут. Это его собственная вина, потому что он сам назначал людей, неспособных говорить правду и критиковать президента. Не думаю, что в ближайшем окружении Каримова найдется такой человек, [которого он мог бы назначить вместо себя].
Солих считает, что у Каримова только один выход - как можно скорее начать политические реформы и экономическую либерализацию, чтобы постараться реабилитироваться в глазах узбекского народа и международного сообщества.