Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Глава Кремля держит Думу прочно в своих руках

Дискуссия о вотуме доверия отвечала концепции Кремля

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Как и ожидалось, вотум недоверия правительству в российском парламенте провалился. Депутаты кремлевской партии при голосовании отсутствовали. Однако в связи с протестами, вызванными реформами в социальной сфере, руководство испытывает очевидное давление

Как и ожидалось, вотум недоверия правительству в российском парламенте провалился. Депутаты кремлевской партии при голосовании отсутствовали. Однако в связи с протестами, вызванными реформами в социальной сфере, руководство испытывает очевидное давление.

Правительство России будет продолжать работу. Во время вчерашнего голосования в Думе по вопросу вотума доверия из 450 депутатов отсутствовали 300. Для того чтобы отправить в отставку правительство премьера Михаила Фрадкова, было достаточным простое большинство голосов 226 депутатов. Поскольку кремлевская партия 'Единая Россия', членами которой являются 300 депутатов, обладает выгодным большинством голосов, то можно было не ждать, что Кремль обезглавит себя собственноручно.

Инициатива о вынесении вотума недоверия исходила от коммунистов, играющих в Думе жалкую роль системной оппозиции. К ним присоединилась с целью навредить коммунистам 'Родина', партия, которую перед думскими выборами в 2003 году Кремль, словно фокусник, вытащил из пустой шляпы. Председатель партии Дмитрий Рогозин пытается с помощью популистских лозунгов правового толка навязывать себя бюрократической элите в качестве потенциального преемника Путина. Причиной неприятной ситуации стали продолжающиеся несколько недель протесты пенсионеров, инвалидов войны и других лиц, пользующихся государственными льготами, замененными в январе денежными компенсациями. Со времени прихода к власти Путина подобного еще не было: почти ежедневно во всех регионах выходят с протестами и блокируют улицы сотни и тысячи демонстрантов.

Первоначально центральные власти, находящиеся в плену мышления спецслужб, отреагировали на это по унаследованному от них образцу. За протестами стоят, мол, закулисные организаторы, координирующие проведение акций протеста. Сначала виновниками были названы коммунисты, одновременно депутаты дали ход неприятной антисемитской кампании с тем, чтобы частично отвлечь внимание общественности от протестов, частично для того, чтобы дать народу направление для его гнева. Настоящих виновников надо, мол, как всегда искать там. На этот раз эта тактика ни к чему не привела. Уровень популярности главы Кремля упал в январе до 65 процентов, и есть тенденция его дальнейшего снижения. Год назад Путина поддерживали еще 79 процентов населения. Поскольку политическая система держится только на популярности главы Кремля, то 5 процентов - это уже тревожный показатель. Не говоря уже о доверии граждан к правительству. Его уровень уменьшился на 10 процентов.

Кремлю не оставалось ничего иного, как искать ответственных за социальные реформы в своих собственных рядах. Уже не одну неделю критике подвергается министр здравоохранения и социального развития Зурабов. Он, возможно, и допустил ошибки в реализации реформы, но Зурабов в системе всего лишь винтик.

Поэтому дискуссия о вотуме доверия отвечала концепции Кремля. Будут названы виновные, возможно, придется отправить в отставку того или иного министра. Недостатки системы, не допускающей обратной связи между государством и гражданами, это не устранит.

Теперь обнаруживается, что модель централизации власти не отвечает требованиям постиндустриальных реформ. Руководство пока воздерживалось от применения к пенсионерам и инвалидам силы. Но что будет, если давление улицы возрастет? В бюджете на 2005 год расходы на внутреннюю безопасность увеличились по сравнению с прошлым годом на 26 процентов.

Россия пока еще не стоит на пороге 'оранжевой революции', как это было недавно на Украине. В восприятии политической элиты ситуация выглядит более угрожающей. Она занята тем, чтобы по-новому отрегулировать вопросы, связанные с собственностью, в свою пользу. Государственный аппарат занят только одним вопросом: что делать, чтобы сохранить власть после следующих президентских выборов. С этой целью новые корпоративные кланы из сферы экономики и структур безопасности будут обращаться, прежде всего, к репрессивным мерам.