Закрытая в течение 25 лет для официальной истории, память об армянах возрождается в Турции. Публика благосклонно относится к появлению книг и выставок, связанных с этой темой. Поскольку осенью Турция собирается приступить к переговорам о вступлении в ЕС, табу снято.
Имя изменено. Свидетельство тому успех книги адвоката Фетийе Четин 'Моя бабушка'. Член комиссии национальных меньшинств стамбульской коллегии адвокатов, она рассказывает о том, как она разыскала следы своей армянской семьи. 'Я очень поздно об этом узнала. Моя бабушка по рождению была армянкой, но похоронена по мусульманскому обычаю. Когда она умерла, я поместила небольшой некролог в журнале 'Harach', выходящем во Франции, чтобы разыскать моих потерянных родных', - рассказывает Фетийе Четин. Священник из родной деревни ее бабушки, который обосновался во Франции, вспомнил о дальнем родственнике-христианине, усыновленном мусульманской семьей в 1915 году, который сменил имя.
Другой пример. Выставка почтовых открыток 1900-1914 годов, организованная в середине января в Стамбуле, доказывает с помощью цифр, какой город ни возьми, повсеместное существование армянских общин на всей территории Оттоманской империи. 'В Турции историю всегда преподавали так, как будто существовал только один турецкий народ, словно кроме него на этой земле никогда никого не было. Когда речь заходит об армянах, о них не говорят как о неотъемлемой части общества, а только как об источнике проблем', - поясняет Осман Кокер, директор выставки. То же пристрастное отношение и к книге по армянской гастрономии Такухи Товмасяна 'Добрый и веселый стол. Воспоминания о кухне моей бабушки'. Начали выходить и романы, например, 'Последний армянин' Питера Нажарьяна.
Хотя в правящих кругах и началось обсуждение армянского вопроса, вопрос этот - по-прежнему очень не простой. Историки Турции и Армении, близкие к своим правительствам, провели подготовительные встречи, чтобы обменяться официальными документами, но недостаток доброй воли и доверия помешал продолжению этого диалога. Прибывшая в декабре в столицу Армении Ереван турецкая делегация, состоявшая из представителей левой и исламской интеллигенции, была там довольно хорошо принята, но не добилась никакого конкретного результата. Некоторые инициативы приводят к кое-каким изменениям в отношении руководства в Анкаре. Так, вышедший из исламистского движения премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган торжественно открыл в декабре, незадолго до европейского саммита в Брюсселе, Армянский музей в Стамбуле.
'Несмотря на эти небольшие перемены, еще очень многое предстоит сделать на государственном и общественном уровне', - считает Гирант Динк, директор еженедельника 'Agos'. Два турецких специалиста по армянскому вопросу, Танер Аксам и Халиль Берктай, публикации которых опровергают официальные положения, по-прежнему не имеют доступа к академическим кругам и СМИ. По представлениям народа, слово 'армянин' имеет уничижительный оттенок. Например, 'курдские террористы-сепаратисты' в прессе постоянно назывались 'армянскими выродками'. Певцу Шарлю Азнавуру в 70-80 годы было запрещено звучать по турецкому радио и телевидению, потому что он армянского происхождения. Фильм 'Арарат' канадского режиссера армянского происхождения Атома Эгояна не смог быть показан в Турции, невзирая на официальное разрешение, так как банды правых экстремистов угрожали поджечь кинотеатры.
Тяжелое наследие. Признание в последние годы десятком стран, в том числе и Францией, геноцида армян 1915 года вызвало шок. Созданная через семь лет после трагедии Турецкая республика так и не сумела справиться с этим тяжелым наследием. 'Нам необходимо найти какое-то решение, иначе не будет ни победителей, ни побежденных', - уверяет Гирант Динк. Турецкие армяне в большинстве скептически относятся к позиции Франции, считая, что необходимо, чтобы признание 'геноцида' стало приоритетом при вступлении Турции в ЕС. Корреспондент газеты 'Zaman', писатель Этиэн Махкупьян, стамбульский армянин, напоминает, что 'турецкое население еще не полностью осознало проблему, и в этом контексте какое-либо навязанное решение может вызвать только враждебную реакцию'.