Победа президента Джорджа Буша на выборах в ноябре прошлого года стала триумфом еврейских консерваторов, давно выступавших за тесный союз с христианами-евангелистами для продвижения иудейско-христианских ценностей, на которых основана Америка. Такой крошечной и уязвимой нации нужны друзья, и лично я порадовался, что евреи нашли союзников, которые почитают Библию и пророков, решительно поддерживают Израиль и выступают против грубости современной культуры.
После выборов прошло всего четыре месяца, но мы уже обнаружили трещинки в этих особых отношениях.
По мере приближения Рождества многие правые христиане обвинили еврейских атеистов в попытках 'дехристианизировать' этот праздник. В теледебатах на канале MSNBC между мной и моим другом Биллом Донохью (Bill Donohue), президентом Лиги католиков, он заявил, что 'Голливуд контролируется светскими евреями, которые ненавидят христианство' и отравляют Америку токсичной культурой.
А недавно стало известно, что папа Пий XII приказал церковным властям не возвращать еврейских детей их законным опекунам после Холокоста, если их крестили. В своей колонке я осудил планы Ватикана канонизировать его, и получил сотни рассерженных, даже проникнутых ненавистью писем, где меня обвиняли в клевете на человека, которого католики собираются причислить к лику святых.
Очевидно, что даже в новый век сближения интересы евреев и христиан иногда вступают в противоречие. Но в такие моменты еврейское сообщество должно встать на свою защиту, а не потакать чувствительности наших христианских братьев. Такое потакание оскорбительно для христиан, поскольку предлагает им фальшивые отношения, и оскорбительно для евреев, поскольку подкрепляет старые стереотипы о том, что евреев нет внутреннего стержня.
К сожалению, многие консервативные евреи из моих коллег, склоняясь перед силами рынка, все больше видят свою роль в борьбе за христианство, а не за свой народ.
После того, как о моих дебатах с Донохью написали газеты, меня пригласили на радиопередачу Денниса Прагера (Dennis Prager) и Майкла Медведа (Michael Medved). Оба они набожные, консервативные евреи, выдающиеся светочи нравственности, а Деннис вообще может служить одним из самых одаренных образцов морали в Америке. Однако я был удивлен, когда и он, и Медвед поддержали заявление Донохью о том, что именно светские евреи, выступающие против христианства, несут основную ответственность за низкопробные работы Голливуда.
Но это были еще цветочки по сравнению с тем, что написал на эту тему раввин Дэниэл Лапин (Daniel Lapin), еще один мой друг и коллега: 'Только если вы недавно эмигрировали из Монголии, вы не знаете о роли людей с еврейскими фамилиями в огрубении нашей культуры. Это знает практически каждый американец. Просто большинство неевреев слишком вежливы, чтобы указывать на это: Печально то, что через еврейских актеров, драматургов и продюсеров берлинская сцена Веймарской Германии связала евреев и сексуальные отклонения во всех их отвратительных проявлениях также прочно, как сегодня это делает Бродвей. Большая часть грязи в сегодняшней развлекательной индустрии Америки параллельна тому, что было в Германии между двумя войнами'.
Не удовлетворившись огульным поношением собственного народа, Лапин совершил немыслимое: для подкрепления своего тезиса о том, что вырождение евреев питает антисемитизм, он процитировал 'Mein Kampf' Гитлера: 'Существовала ли хоть какая-то форма мерзости или распутства, особенно в культурной жизни, в которой не участвовал хотя бы один еврей?'
Менее оскорбительно, но не менее удивительно то, что некоторые из самых убежденных евреев-консерваторов стали убежденными проповедниками Рождества. Выдающийся автор 'Boston Globe' Джефф Джейкоби (Jeff Jacoby) в статье, озаглавленной 'Еврей говорит 'С Рождеством!'', рассказал, как сильно любит рождественские украшения и музыку.
Чарльз Краутхаммер (Charles Krauthammer), главный защитник Израиля в Америке и, возможно, самый талантливый автор передовиц, написал, что сочувствует тем американским христианам, кто 'злится на родителей за то, что они хотят запретить рождественские гимны, опасаясь, что дети могут чувствовать себя 'другими', что им будет 'некомфортно', если, не приведи бог, они услышат христианские песнопения в школе'.
Но еврейские дети должны чувствовать себя некомфортно, если их заставляют петь христианские гимны вроде 'Тихой ночи', чтобы участвовать в школьном хоре, точно так же, как христианские дети должны чувствовать себя некомфортно, если в школьном хоре их заставляют петь песни о величии пророка Мухаммеда.
Конечно, я тоже хочу, чтобы христианство в Америке процветало. Но, надеюсь, эти авторы понимают, как мало евреев способны продвигать что-то чисто еврейское в американской культуре. Разве христианству недостаточно миллионов христианских защитников? Неужели евреи сами присвоят иудаизму статус второстепенной религии?
Разве Медвед и Лапин не заблуждаются, чтобы не сказать страшно ошибаются, открыто говоря об Америке как о 'христианской' стране, ведь это заставляет евреев почувствовать себя гостями в чужом государстве?
Эту тенденцию начал фильм Мела Гибсона (Mel Gibson) 'Страсти Христовы' (The Passion of the Christ), который многие консервативные евреи не только защищали, но и страстно рекламировали. Только на прошлой неделе Медвед, назвавший картину величайшей экранизацией Библии в истории, написал статью для 'Wall Street Journal'. Я не настолько циничен, чтобы предположить, что такой достойный человек, как Медвед, продал свой народ ради того, чтобы лебезить перед знаменитостью. Но он, как и я, ведет радиопередачу, предназначенную в основном для консерваторов и евангелистов, и его действия следует понимать в свете этих демографических данных.
Сможет ли иудаизм когда-нибудь громко заявить о себе миру? Или мы будем навечно обречены выбирать между евреями-изоляционистами, утверждающими, что иудаизм - только для евреев, и апологетами, практикующими иудаизм, но защищающими религию, которая заявляет, что заняла его место?