На встрече Совета сотрудничества ЕС-Украина 21 октября, на которой будут обсуждаться основы будущих взаимоотношений, Европейский Союз впервые проведет переговоры с новой Украиной. Формально приобретя независимость в 1991 г., Украина только в последние месяцы сбросила с себя остатки старой системы, став по-настоящему независимой. Благодаря 'оранжевой революции' сотни тысяч украинских граждан вышли на улицы в Киеве, Львове, а также и на востоке страны, например в Харькове, и добились того, чтобы их президент избирался на свободных и честных выборах. При этом молодое гражданское общество на Украине выступало не за ЕС или против России, а только за будущее своей страны. Но те кто, напротив, утверждает, что демонстранты мирно и с энтузиазмом в течение месяца боролись за демократию и свободу, только благодаря влиянию европейских и американских сил, клевещет на этих людей и доказывает, что не знает эту страну.
Для граждан Европы когда-то незнакомая страна обрела симпатичное, современное и европейское лицо. Теперь Европа должна поддержать это начинание и заняться поиском путей для развития европейского потенциала Украины.
При этом сначала нужно исходить из Европейского плана действий, который, правда, должен быть незамедлительно дополнен дополнительными перспективами. Наряду с этим планом, состоящим из 10 пунктов, предложенных Комиссаром ЕС госпожой Ферреро-Вальднер и Высоким представителем ЕС по внешней политике Хавьером Соланой, на европейском уровне уже существуют и другие конкретные представления, которые следует быстро реализовать. Так, необходимо помочь Украине стать членом Всемирной Торговой Организации (ВТО), чтобы ускорить развитие ее экономического потенциала. На двустороннем уровне необходимо более широко открыть европейские рынки для украинской стали и текстильных изделий. Несмотря на работу комиссии Бундестага, которая совершенно правомерно расследует преступное злоупотребление с выдачей виз в прошлом, необходимо как можно быстрее ввести упрощенную систему выдачи виз для украинцев. Облегчить въезд в ЕС необходимо, прежде всего, студентам, ученым, журналистам и предпринимателям. К тому же нужно найти возможности участия Украины в других политических сферах работы ЕС, например в политике обороны и безопасности. И, наконец, необходимо поддержать предложение, чтобы уже через год проанализировать успехи развития Украины и по их результатам расширить перспективы, содержащиеся в Плане действий. Предложение о создании зоны свободной торговли ЕС-Украина должно входить в эти перспективы.
Хотя у Украины в связи с уже проведенными экономическими реформами более выгодные исходные позиции, чем у других реформирующихся стран Восточной Европы, улучшенный вариант Плана действий потребует от страны более значительных реформаторских усилий. Однако если украинское руководство действительно решительно займется необходимыми реформами, то ЕС должен открыть Украине перспективу членства еще во время правления Ющенко. Те, кто знает, что успешное реформирование в Польше и Венгрии, а также в других странах восточной части Центральной Европы было возможно с такой быстротой только благодаря перспективам вступления в ЕС, не может отказать в этом Украине.
Европейцы должны понять, что стремление к членству не представляет проблемы для ЕС, а является следствием его привлекательности и силы. Единственное, что должен сделать Евросоюз, это организоваться таким образом, чтобы оставаться открытым и для других европейских государств, не потеряв своей притягательной силы. Все в Европе должны понять, что доля ее населения в мире к 2050 г. упадет с нынешних 11,5 % до 7,2 % (а в этих данных ООН включено также население Турции и России на территории до Урала). И поэтому уже сейчас необходимо прилагать все усилия, чтобы укреплять соседние с ЕС регионы и экспортировать туда стабильность. В противном случае в будущем Европе вряд ли удастся сохранить свои позиции перед лицом несравнимо более бедных африканских и азиатских регионов, имеющих, однако, гораздо более многочисленное население. Поэтому политика ЕС по принятию новых членов и установлению особых отношений с соседями является инструментами обеспечения безопасности и благосостояния Европы на длительную перспективу.
Очень правильно, что новое украинское руководство считает сближение с ЕС приоритетным, по сравнению с вступлением в НАТО. Потому что сближение с Европой имеет широкую поддержку среди населения; в то же время членство в Североатлантическом альянсе в широких слоях украинского населения подвергается критике. Членство в НАТО не добавит безопасности, а благодаря соглашению о партнерстве между Украиной и НАТО у страны уже сейчас есть возможность тесно сотрудничать с Альянсом. Уже многие годы она, например, совместно с Польшей участвует в миротворческих операциях на Балканах.
Для ЕС демократизация Украины выгодна уже только потому, что через Польшу, Венгрию и Словакию он уже является соседом этой страны. Вскоре сюда добавится и граница ЕС с Румынией. Черное море постепенно станет пространством евроатлантических структур, ведь и Болгария, и кандидат на вступление Турция граничат с этим внутренним европейским морем.
Такой ход развития и возможная перспектива вступления для Украины не означают, что Россия останется ни с чем. Особая задача политики Германии заключается в том, чтобы объяснить это России. Россия сможет воспользоваться успехами своих соседей и принять в них участие. Концепция создания 4 общих пространств путем сотрудничества по вопросам экономики, внутренней и внешней безопасности, а также в области культуры и образования, которую приняли ЕС и Россия в мае 2003 г., является хорошей основой для этого. В энергетической и промышленной политике вполне возможно трехстороннее сотрудничество - между Украиной, Россией и европейскими государствами.
Переговоры между ЕС, Россией и политическими лагерями Украины по поводу повторения второго тура выборов были поддержаны президентами Польши и Литвы, Квасневским и Адамкусом при согласовании с Германией и поддержке ЕС. Это еще раз продемонстрировало, какую важную роль для ЕС могут играть его новые члены. Не в последнюю очередь правильная позиция в отношении Украины показала высокую степень трансатлантического согласия и стала важным шагом на пути трансатлантического обновления. На примере Украины США еще раньше многих европейцев заметили, что сила ЕС в его привлекательности.
Фолькер Рюэ - депутат от ХДС и председатель Международного комитета Бундестага