Почти профессиональный пианист, молодой доктор наук, первый черный ректор Стэнфордского университета - карьера Кондолизы Райс (Condoleezza Rice) является олицетворением громадного стремления сделать карьеру - несмотря на цвет кожи.
Мать, преподаватель по классу фортепиано, любила классическую музыку. Работник бюро записи актов гражданского состояния не знал итальянского языка и допустил в написании имени бедной девочки ошибку: Кондолиза (Condoleezza). Имелось в виду 'con dolcezza', вероятно, намек на термин, означающий на языке музыки 'сладкозвучно'. Однако 'с' по ошибке превратилось в 'е', а оплошность, в конечном счете, оказалась пророческой. Дело в том, что слащавостью Кондолиза Райс, будущий государственный секретарь США, до сих пор не отличалась. Да, все и без того называют ее не Кондолиза, а Конди, в том числе и ее доброжелательный шеф, президент Джордж Буш (George W. Bush).
Комиков страны давно соблазняло желание тонко поиронизировать над тем, что американская внешняя политика в ближайшие четыре года будет в ее руках. Самое большое впечатление произвела Дженет Джексон (Janet Jackson), сыгравшая Конди Райс в легендарном комедийном шоу 'Saturday Night Live': отлично принаряженная, со щербиной в зубах, с прической шестидесятых годов и в супермещанском костюме стюардессы черная Дженет-Конди изображала скандал, связанный с Ираком. Две женщины - два мира: обе так гармонируют друг с другом, но представляют два диаметрально противоположных типа жизненной мечты чернокожих женщин Америки: одна - до неприличия богатая звезда, образцовый ученый - другая. И все же обе карьеры представляют собой исключение из жизни большинства безработных чернокожих матерей или работающих бедняков.
Поэтому отношение американских, тем более, чернокожих женщин к Конди, следовательно, неоднозначное. Она не Халли Берри (Halle Berry) и не то, что у американцев называют 'smooth operator'. Она не отличается обаятельностью, легкостью или какой-то грациозностью. Ее манера выступлений отличается отсутствием юмора и серьезностью. Из-за сведенных бровей она часто выглядит разочарованным, угрюмым или даже по-настоящему разгневанным человеком - как бульдог, у которого хотят отобрать кость. Педантичность, резкость манер вряд ли превращает ее в объект симпатий. Тем не менее, ее очень уважают, и только из-за одной стремительной карьеры превращают в образец для чернокожих женщин.
Однако, является ли Конди действительно 'настоящей' чернокожей? Не является ли она, скорее, представительницей одного из типов афроамериканцев, которая больше не имеет родины? Многие чернокожие женщины пытаются найти в Конди общие корни, но обнаружить их не могут. Она также не страстная мама в африканской одежде, говорит языком не 'чернокожего', а слегка брюзжащим тоном секретарши, перед которой стоит задача профессионально выпроваживать людей. Мы не увидим ее также на концертах Hip-Hop-музыки - почти профессиональная пианистка обожествляет элегичного Брамса (Brahms), а не зажигательную Мисси Эллиот (Missy Elliott) и Джей Зед (Jay-Z). По манерам своего поведения она белая, избавившаяся от всех этнических внутренних и внешних черт. С полным основанием: в Америке плохо быть чернокожей, оставаться черной глупо. Тот, кто хочет быть представителем среднего класса белых, должен уметь формировать образ белого человека.
И железная воля Конди, направленная на то, чтобы обязательно сделать карьеру в обществе, - и есть история ее жизни, ее программа. Она родилась в 1954 году в Бирмингеме, в штате Алабама, в семье священника, была послушным, прилежным и развитым вундеркиндом, одержимым желанием со всей жесткостью бороться с откровенным расизмом на юге. Ее карьера была такой головокружительной, будто перед ней стояла цель компенсировать неравноправие всех черных девушек. В 15 лет она уже поступила в университет, в 19 - защитила диссертацию по политологии, в 26 лет получила ученую степень доктора наук, в 39 стала самым молодым чернокожим ректором Стэнфордского университета. Конди, черная девочка из Алабамы, классический карьерист'? Во всяком случае, она всегда блистала своими успехами и всегда стремилась быть на виду. Поэтому занималась даже фигурным катанием и профессионально играла на фортепиано - 'суперженщина', напомнающая о карьерных женщинах восьмидесятых годов, пугавших в крупных американских городах мужчин, когда в костюмах с широким плечами и в кроссовках мчались на работу. Но как прекрасно Кондолиза Райс блистает в команде неоконсерваторов, черствых мужчин с поджатыми губами при дворе Буша, в качестве женского контраста, как новое цветное создание на политическом небосклоне: черная республиканка с ученой степенью доктора наук.