10 февраля 2005 года. Россия намерена в нынешнем году запретить принадлежащим иностранцам компаниям участвовать в аукционах по продаже наиболее лакомых кусков своих природных ресурсов, что является самым конкретным и широким проявлением националистической государственной политики, разработанной в годы правления Владимира Путина.
Министерство природных ресурсов заявило, что компании должны на 51%, по меньшей мере, принадлежать россиянам, чтобы получить право участвовать в тендерах по продаже стратегических ресурсов нефти и металлов в этом году. Это правило, возможно, помешает таким нефтяным компаниям, как "ExxonMobil" и "ChevronTexaco", осваивать новые российские нефтяные месторождения, а также будет препятствовать деятельности ТНК-BP, англо-русского совместного (50:50) предприятия по добыче нефти.
Этот запрет является частью все более очевидной тенденции российского правительства по установлению более жесткого контроля над стратегическими областями экономики страны и недопущению иностранцев к наиболее прибыльным активам. Оно последовало буквально через считанные дни после того, как российские официальные лица высказали мнение, что компании "Siemens" не следует разрешать купить российскую машиностроительную компанию "Электрические машины", которая тоже считается стратегическим активом.
Россия сделала данный шаг после продолжительного периода высоких мировых цен на нефть. Это может сигнализировать о том, что 20-летний период получения сверхприбылей от нефти подходит к концу, и что власть на энергетических рынках снова вернулась к тем странам, у которых имеются большие запасы энергоносителей. Список тендеров на нефтяные и газовые проекты в этом году включает "Сахалин-3", гигантское прибрежное месторождение природного газа на российском Дальнем Востоке, которым, как полагают, интересуются ТНК-BP, "Chevron" и "Total".
Под запрет попали также один из крупнейших в России золотых приисков, который намеревалась разрабатывать лондонская компания "Fleming Family and Partners", и медные рудники, которые интересовали китайские компании. Аналитики сказали, что, если новые правила в последующие годы будут применены к другим месторождениям, то это может нанести сильный удар по компании BP, которая уплатила 7,5 млрд. долл. за 50-процентную долю в ТНК-BP.
Руководитель аналитического отдела московского инвестиционного банка "Объединенная финансовая группа" Стивен О'Салливэн (Steven O'Sullivan) сказал: "Когда BP инвестировала эти деньги, они, должно быть, учли возможные прибыли от некоторых новых богатых месторождений. Сейчас представляется, что эти месторождения станут для них недоступными".
Аналитики сказали, что последний шаг является продолжением проводимой Кремлем в последнее время политики и, скорее всего, сузит возможности для инвестирования в стране и сдержит приток иностранного капитала.
Г-н О'Салливэн сказал: "В мире есть множество стран, например, Венесуэла, Мексика, Саудовская Аравия, Кувейт, которые не разрешают иностранным нефтяным компаниям добывать нефть на своих месторождениях. С этой точки зрения Россия всегда была несколько необычной".
Лицо, близкое к Министерству природных ресурсов, сказало, что это решение защищает национальные интересы России. "Иностранные компании зачастую аккумулируют ресурсы просто для того, чтобы увеличить свою рыночную капитализацию, а не для того, чтобы эти ресурсы разрабатывать. Что касается металлов, мы хотим, чтобы они оставались в собственности России, а не вывозились заграницу в руде".
Человек, близкий к ТНК-BP, сказал, что этот запрет вызывает сожаление.