МОСКВА - Неожиданное перемирие, объявленное в одностороннем порядке лидерами чеченских сепаратистов, заставило московских политиков ввязаться в яростную полемику. Специалисты не перестают задаваться вопросом: что это, реальная возможность для заключения мирного соглашения, очередной пиаровский трюк или искусственное затишье перед новой бурей в духе террористического акта в Беслане?
Сегодня мало кто надеется на окончание чеченской войны, идущей вот уже шестой год, если, конечно, не произойдет политический прорыв, который заставит Кремль, лидеров сепаратистов и промосковское правительство Чечни сесть за стол переговоров и прийти к какому-либо консенсусу.
Президент России Владимир Путин, похоже, полон решимости не сворачивать с избранного им курса, который предполагает совместное с президентом Чечни Алу Алхановым, пришедшим к власти благодаря Кремлю, подписание в мае этого года соглашения об окончательном включении Чеченской Республики в состав Российской Федерации. Однако, учитывая тревожные сообщения о том, что повстанцы могли получить в свои руки ядерное оружие или радиоактивные материалы, с помощью которых можно создать так называемую 'грязную' бомбу, большинство экспертов уверено, что в ближайшем будущем Россию и Чечню ждет новый виток насилия и беззакония.
'В настоящее время процесс мирного урегулирования чеченского конфликта зашел в тупик, - считает Александр Искандерян, директор независимого Центра кавказских исследований, расположенного в Ереване (Армения). - Решение этой проблемы целиком и полностью зависит от воли Кремля, но с этой точки зрения мы вряд ли можем надеяться на благоприятный исход событий'.
На этой неделе один из лидеров чеченской оппозиции находящийся в изгнании Аслан Масхадов обратил на себя внимание заявлением об одностороннем прекращении огня, опубликованным на страницах одного из сайтов чеченских боевиков, но ускользнувшим от внимания широкой общественности. Свои действия он охарактеризовал как жест доброй воли, направленный на ускорение процесса мирного урегулирования в Чечне, и призвал российское руководство принять его предложение о начале мирных переговоров до истечения срока перемирия, которое произойдет 22 февраля.
'Если среди наших противников в Кремле возобладает здравый смысл, то мы можем закончить эту войну за столом переговоров, - заявил Масхадов в опубликованном в понедельник интервью московской газете 'Коммерсантъ'. - В противном случае кровь, скорей всего, будет литься еще очень долго, но тогда мы не будем нести никакой моральной ответственности за продолжение этого безумия'.
О прекращении огня говорил и Шамиль Басаев, известный чеченский полевой командир, взявший на себя ответственность за многие террористические акты, совершенные на территории России, включая захват заложников в театре на Дубровке в 2002 г. и сентябрьскую трагедию в бесланской школе, в результате которой погиб 331 человек (половина из них были дети). В своем интервью, показанном Четвертым каналом британского телевидения, он провозгласил: 'В будущем мы планируем осуществить ряд операций, подобных Беслану, потому что мы вынуждены делать это'.
Эта угроза зазвучала еще более зловеще после того, как находящийся в самопроизвольной ссылке российский олигарх Борис Березовский заявил о том, что в свое время 'чеченские бизнесмены' пытались продать ему ядерное оружие, украденное из арсеналов бывшего Советского Союза. 'Это переносная ядерная бомба, - сказал Березовский. - Кое-каких деталей недостает, но это не имеет определяющего значения'.
Министерство иностранных дел Российской Федерации отреагировало достаточно быстро, опровергнув эту информацию и заявив, что все 'чемоданные бомбы' советского производства находятся в наличии и тщательно охраняются. Тем не менее, независимые эксперты не исключают возможности того, что чеченские боевики имеют в своем распоряжении все компоненты, необходимые для создания 'грязной бомбы', в которой радиоактивные материалы распыляются при помощи обычного взрывчатого вещества. 'Возможно, что у них нет настоящего ядерного оружия в полном смысле этого слова, но мы знаем, что в прошлом они имели доступ к радиоактивным материалам, - утверждает независимый военный эксперт Павел Фельгенгауэр. - Эта угроза более чем реальна. Грязная бомба может превратить любой крупный российский город в необитаемую пустыню. После окончания срока перемирия может произойти все, что угодно'.
В отличие от Кремля, который предпочел промолчать в ответ на мирную инициативу Аслана Масхадова, Алу Алханов в одном из своих выступлений подчеркнул, что единственный вопрос, который он хотел бы обсудить с лидерами боевиков, это их явка с повинной. 'О переговорах с теми, кто повинен в совершении кровавых преступлений против общества, не может быть и речи, - заявил он. - Единственный путь к спасению для этих людей - явка с повинной и признание своих преступлений'.
Существуют определенные сомнения, касающиеся соблюдения перемирия, которое должно было начаться 1 февраля. Во вторник государственное информационное агентство 'ИТАР ТАСС', ранее не устававшее говорить о мире и порядке в Чечне, сообщило со ссылкой на российских военных о том, что на этой неделе ежедневно фиксировалось более 20 нападений чеченских боевиков.
Некоторые эксперты считают, что Масхадов, избранный президентом Чечни в 1997 г. в результате первых и единственных демократических выборов, признанных законными мировым сообществом, больше не в состоянии сдерживать боевиков и практически утратил свое политическое влияние. 'Масхадов представляет собой лишь одного из многих лидеров чеченского сопротивления, причем далеко не самого влиятельного, - считает Александр Искандерян. - Возможно, что перемирие является очередной попыткой показать, что его еще рано списывать со счетов'.
В среду 17 известных российских правозащитников выступили с заявлением, в котором они предупреждают, что Чечня грозит обернуться 'вечным конфликтом', и призвали Кремль принять предложение о начале мирных переговоров как 'практически единственную возможность для прекращения трансформации Чечни в еще один фронт в войне между радикальным исламом и западной цивилизацией'.
Промосковское правительство Чечни продолжает настаивать на том, что восстановление разрушенной войной республики идет ударными темпами, хотя для подтверждения этого нет практически никакой достоверной информации. В ходе своей пресс-конференции, прошедшей на этой неделе в Москве, Алу Алханов отметил, что составленное соглашение положит конец чеченскому конфликту, предоставив республике статус экономической автономии 'в рамках федеральной конституции'.
Однако, по словам Малика Сайдулаева, московского бизнесмена и лидера чеченской общины, для обеспечения мирного существования граждан в Чечне нет ни порядка, ни безопасности.
'Кремлевская политика чеченизации конфликта не оправдала себя, и ситуация в республике сегодня еще больше осложнилась, - заявил он. - Война не закончилась, она лишь распространилась на другие районы кавказского региона'.