Пробный шар запущен в российское общество. Его запустили близкие к Кремлю аналитики, начав дискуссию о внесении изменений в конституцию, что основательно изменило бы Россию. Теперь все с любопытством пытаются выяснять, куда дует ветер общественного мнения, а что еще важнее, - реакцию высшего эшелона власти. В частности, глава Кремля Владимир Путин неоднократно заявлял, что не станет трогать конституцию 1993 года, ограничивающую его пребывание на президентском посту двумя сроками. В ближайшую неделю он, по всей вероятности, отзовет закон, который мог бы облегчить изменение конституции, и тем самым продемонстрирует верность основному закону.
Тем не менее, российские 'политтехнологи' взялись за конституцию. Они, в том числе некий высокопоставленный советник Кремля, придерживаются точки зрения, что стабильность, читай - сохранение власти, возможна только при условии кардинального изменения конституции. Шок, вызванный мирной сменой власти в Грузии и, прежде всего, на Украине, был очень сильным.
Кремль изучает различные варианты проектов, но пока еще ни на одном из них не остановился, заявил в Москве Станислав Белковский из Института национальной стратегии. В администрации президента господствует точка зрения, что новая конституция необходима, и она должна быть принята в 2007 году, сказал он, не получив возражений из Кремля.
Это было бы легко осуществить с помощью парламента: 'Единая Россия', 'партия власти', обладает большинством в две трети голосов. Впрочем, только до парламентских выборов в 2007 году. Избиратели тогда могут предъявить счет за ошибки, связанные с социальными реформами. Поэтому действовать надо заранее.
Белковский в этой связи выступил за то, чтобы в стране был 'некоронованный монарх', президент, которого избирал бы больше не народ, а парламент. Это не лишено определенного раболепствующего обаяния, ведь 'политтехнолог' подхватил идею Путина об избрании губернаторов местными парламентами по представлению президента. Треть президентской администрации, включая 'силовиков', то есть военных и сотрудников спецслужб, поддержат эту идею, говорит Белковский, известный своим детальным знанием аппарата.
Между тем, он дал понять, что его проект не является планом спасения для нынешнего президента. В прошлом году много говорили о том, что изменение конституции позволит Путину остаться на своем посту на третий срок. Белковский считает это 'нереалистичным'. По его словам, имидж Путина и сейчас уже сильно пострадал. В 2004 году Путину отдали бы голоса 65 процентов россиян, в начале этого года этот показатель составил лишь 43 процента. Белковский поднимает вопрос о том, чтобы 'некоронованный монарх', который станет преемником, оставался на своем посту не менее семи лет и имел неограниченные возможности для переизбрания.
Несколько иное предлагает Сергей Шахрай. Руководитель аппарата Счетной палаты, соавтор конституции 1993 года, добивается преобразования президентской республики в парламентскую, в которой парламентское большинство формирует правительство, а глава правительства является практически главой государства. Его организация, мол, работает над соответствующим проектом, что Кремль опровергает. Шахрай тоже хочет, чтобы премьера и президента, имеющего представительские функции, избирал только парламент.
Новая, принятая своевременно конституция, могла бы открыть для Путина, которому в 2008 году, в год президентских выборов, будет только 55 лет, новую возможность для карьеры. Он мог бы быть избран главой правительства при сохранении всех существующих правил игры и продолжать править Россией. 'Они переписывают конституцию, чтобы Путин мог ее сохранить', - прокомментировала ситуацию одна московская газета.