14 февраля 2005 года. Мало кто из американцев слышал о Зурабе Жвания, однако его смерть 3 февраля, по-видимому, в результате отравления угарным газом от неисправного обогревателя, не только стала личной трагедией, но может иметь серьезные политические последствия для Америки и России.
Жвания, которому на момент гибели был всего 41 год, был премьер-министром Республики Грузия и, наряду с президентом Михаилом Саакашвили, был одним из творцов Революции роз, которая год назад дала Грузии истинную демократию. Эти события помогли инспирировать недавнюю Оранжевую революцию на Украине.
Жвания, которого г-н Саакашвили описывает как своего "самого близкого друга и величайшего союзника", был практическим руководителем усилий Грузии, направленных на то, чтобы выбраться из экономической неразберихи. Он был подлинным реформатором, основателем одной из первых независимых политических партий на территории бывшего Советского Союза, демократически избранным парламентарием, который выдвинулся в спикеры парламента, но бескорыстно отказался от своего поста, чтобы принудить уйти в отставку одного коррумпированного министра в предыдущем правительстве Грузии.
Все это произошло до того, как Жвания рискнул своей жизнью и присоединился к своим друзьям, Михаилу Саакашвили и Нино Бурджанадзе, занимаясь в течение 3 недель организацией мирных, но массовых протестов против "украденных" парламентских выборов в ноябре 2003 года. Вскоре г-н Саакашвили стал президентом, г-жа Бурджанадзе - новым спикером парламента, а Жвания - премьер-министром. Примирительный стиль Жвания дополнял смелое лидерство г-на Саакашвили.
Вместе они решали самую трудную проблему Грузии - и также представляющую величайшую важность как для России, так и для Соединенных Штатов Америки - восстановление полного суверенитета Грузии над мятежными провинциями Южная Осетия и Абхазия, где Россия Владимира Путина поддерживает местных сепаратистов.
Незадолго до своей смерти (на момент написания данной статьи нет никаких данных о ее криминальном характере) Жвания работал с г-ном Саакашвили над мирной инициативой для Южной Осетии и планировал новый подход к еще более трудной проблеме Абхазии, прибрежной провинции на Черном море, контроль над которой Москва не желает утрачивать.
Я хорошо знал Жвания на протяжении более десятилетия, и мне будет очень недоставать его дружбы, ума и мудрости. Но эта смерть является чем-то большим, чем личная потеря. Грузия должна восстановить контроль над своими "утраченными" территориями, чтобы добиться стабильности, о которой так мечтают ее граждане, к которой, как он сам утверждает, стремится г-н Путин, и которая необходима этому взрывоопасному региону. Для г-на Путина, который все еще не оправился от событий на Украине, это опасная территория. Для Вашингтона, стремящегося сбалансировать хорошие отношения с Москвой с поощрением "свободы и демократии", очень важно, чтобы эта проблема была разрешена мирным путем. Жвания был для этого жизненно необходим. А теперь эта задача ложится еще более тяжким грузом на плечи президента Саакашвили.