От нашего специального корреспондента Лор Мандевиль (Laure Mandeville)
В отношениях России и Балтийских стран история - это незаживающая рана, боль от которой не утихла до сих пор. К тому же, она мешает нормализации международных отношений. Убедиться в этом можно, побывав в эти дни в Риге. Прошлое на первых страницах всех газет. Приглашение России, сделанное трем балтийским руководителям, посетить Москву и принять 9 мая участие в торжествах по случаю 60-летия победы над нацистской Германией, вызвало ожесточенную полемику по поводу войны и советской 'оккупации' 1940 и 1945 годов.
Для того чтобы рана могла зарубцеваться, чтобы Россия и Балтийские страны пришли к примирению, по примеру Франции и Германии, о чем мечтает ЕС, хорошо бы было, чтобы Москва признала факт аннексии, жертвами которой стали страны Балтии после подписания пакта Молотова-Риббентропа в 1939 году - такое пожелание звучит со всех сторон. Именно это и объяснила президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга в одном из публичных заявлений, сделанных в январе, после получения приглашения посетить Москву. Мы, латыши, столкнулись с дилеммой относительно этой церемонии, напомнила она. Поскольку 9 мая - это не только день победы над нацистами, это еще и 'день траура в связи с тем, что Латвия была аннексирована СССР'.
В отличие от других руководителей стран Балтии, пока еще не давших ответа на приглашение участвовать в торжествах 9 мая, резвая Вайра Вике-Фрейберга уже объявила, что поедет в Россию, чтобы выразить свое стремление сдвинуть Российско-латышские отношения с мертвой точки. Вот уже 8 лет между этими двумя странами не ведется никакого политического диалога на высшем уровне, спор вызывает, в частности, проблема статуса проживающего в Латвии русскоязычного меньшинства , поскольку обе страны так и не подписали договор о границах. Однако далекий от понимания поступок Вайры Вике-Фрейберги вызвал гнев у Кремля, который довел до всеобщего сведения, что и речи быть не может о том, чтобы признать какую-то там 'оккупацию'.
Официальная позиция российского государства состоит в том, чтобы отстаивать прежний советский тезис, согласно которому страны Балтии были освобождены Красной армией от нацистского господства в 1945 году, а затем добровольно вступили в СССР. Любопытно то, что во время январской встречи с президентом Эстонии Арнольдом Рюйтелем Владимир Путин как будто сделал жест в сторону балтийских стран, поддержав предложение своего собеседника 'аннулировать' пакт Риббентропа-Молотова. Однако после непродолжительного общения в Освенциме с Вайрой Вике-Фрейбергой кремлевский лидер сменил тон. 'Нам необходимо ясно и четко заявить: любые попытки переписать историю, свалив в одну кучу жертв и палачей, освободителей и оккупантов, аморальны', - сказал Путин.
Говорят, российский президент не оценил того, что латышский президент воспользовалась церемонией в Освенциме, чтобы преподнести ему книгу 'Латвия в XX веке', исторический труд, в котором впервые говорится о бесчеловечности советской оккупации, сопровождавшейся бесчисленными убийствами и высылками. Министерство иностранных дел России выразило официальный протест, в то время как российские СМИ подвергли эту книгу самой горячей критике. Российские журналисты считают, что она является свидетельством того, что латыши в глубине души являются сторонниками нацистского режима. В то же время в книге целая глава подробно рассказывает о сотрудничестве широких слоев латышского населения с немецкими войсками. В ней также приводится множество подробностей о 250-тысячном латышском легионе, который СС создал силой, и о добровольном участии 1 000 - 2 000 латышей в истреблении евреев в Латвии.
'Мы не понимаем эту совершенно антилатышскую кампанию, которая, похоже, организована Кремлем', отмечает директор Института изучения России в Риге Карлис Даукстс (Karlis Dauksts), который, например, спрашивает, почему в газете 'Комсомольская правда' дошли до того, что обозвали латышского президента 'старой воблой'. 'Не для того ли это, чтобы вынудить президента отказаться от поездки и постараться внушить Западу мысль о том, что мы, прибалты, непорядочны?', не успокаивается он. Ученый уточняет, что презентация книги на прошлой неделе в Москве прошла очень плохо. 'Даже наши коллеги - историки из Российской академии наук отказываются признать аннексию Сталиным балтийских стран, подчеркивает он, напоминая о том, что при Горбачеве и Ельцине было совсем по-другому. - Нас очень беспокоит такой ревизионизм, который полностью соответствует националистическим гримасам в России, неспособности признать преступления коммунистов'.
Отдавая себе отчет в том, что в настоящее время русские еще не способны обратиться к памяти, министр иностранных дел Латвии Артис Пабрикс решил призвать своего российского коллегу Сергея Лаврова оставить историю 'в стороне', чтобы продвигаться вперед в решении двусторонних проблем. 'Потребуется время, немало времени, чтобы прийти к согласию по вопросам истории, по вопросу оккупации, говорит он. - Поэтому мы говорим: давайте займемся конкретными вещами. Давайте подпишем договор о границах. Остальное придет позже'. Написанное в таком духе письмо было направлено в Москву.