Г-н Рейсс, проректор по международным делам в Колледже Уильяма и Мэри (College of William & Mary), был до нынешнего месяца директором планирования политики в государственном департаменте США.
15 февраля 2005 года. Президент США Джордж Буш-младший (George W. Bush) готовится посетить Европу на следующей неделе, приободренный выборами в Ираке, оживлением мирного процесса на Ближнем Востоке и искусной дипломатией государственного секретаря США Кондолизы Райс (Condoleezza Rice). Символизм его первой с начала второго президентского срока зарубежной поездки очевиден: желание восстановить и перестроить отношения с союзниками по другую сторону Атлантики.
Однако европейцы заблуждаются, если думают, что эта поездка будет длительной по стилю и короткой по сути. Президент замахивается на никак не меньшее, чем перестройка трансатлантических отношений. На прошлой неделе г-жа Райс предварительно обсудила эту тему в Париже, объяснив, что она находится в Европе для того, чтобы "поговорить о том, как Америка и Европа могут использовать силу нашего партнерства, чтобы продвигать наши идеалы во всем мире".
Невозможно отрицать, что отношения между Европой и Соединенными Штатами последние 4 года являются напряженными. Многие европейцы приводят в качестве примера политические расхождения из-за Киотского протокола и Международного уголовного суда и, разумеется, из-за решения начать войну в Ираке. Другие сетуют на то, что Вашингтон от них отказывается, что находит выражение в таких фразах, как "коалиции желающих", и в противопоставлении "старой" Европы "новой". А кое-кто выражает свое смятение в связи с перспективой ничем не сдерживаемой американской мощи и призывает к созданию европейского противовеса ей.
Поиски виновных в прежних проблемах следует оставить историкам. Сегодня взгляд Вашингтона устремлен в будущее. Г-н Буш-младший будет в Европе для того, чтобы выяснить, смогут ли насчитывающий 25 членов Европейский союз (ЕС) и насчитывающая 25 членов Организация Североатлантического договора (НАТО) сначала найти общий язык между собой и с Соединенными Штатами и объединиться вокруг общей стратегической повестки. Центральной точкой поездки президента станет выяснение вопроса о том, способны ли мы еще осуществлять совместные акции для защиты от общих угроз. Нам нужно делать больше, чем просто участвовать в ланче.
Отрадной новостью является то, что существует возможность для значительно большего сотрудничества. Американские и европейские лидеры рассматривают угрозы нашей безопасности в общем и целом одинаково. Стратегия европейской безопасности (The European Security Strategy), разработанная ЕС в 2003 году, и Стратегия национальной безопасности (National Security Strategy), разработанная Вашингтоном годом раньше, каждая определяют терроризм, оружие массового поражения (ОМП) и неудачные и хрупкие государства, а также взаимодействие между ними, как самые серьезные заботы для Запада сегодня. Перед дипломатией стоит задача преобразовать это в осязаемую политику и программы. Нет недостатка в вопросах, которые требуют внимания:
- Ирак. Как бы ни относиться к решению начать войну, сейчас очевидно, что иракский народ впервые в истории страны сражается за стабильное, представительное правительство. Они нуждаются в - и заслуживают - нашей помощи. Хотя многие европейские страны не желают направлять своих солдат в Ирак, они могут поддержать новое правительство разными способами, от оказания новой помощи до содействия в деле разработки проекта конституции.
- Израиль-Палестина. Все стороны осознают, что мы сейчас переживаем исторический момент. Нам следует оживить так называемый Квартет и поддержать израильтян и палестинцев в их трудных выборах и компромиссах, а также поощрить их к тому, чтобы оживить "дорожную карту". Полезным шагом стало бы "замораживание" европейскими странами всех банковских счетов организаций "Хамас" (Hamas) и "Хизбалла" (Hezbollah), чтобы нельзя было использовать предназначенные для социальной работы фонды для финансирования террора. Отказ "Хамас" соблюдать соглашение между Израилем и Палестинской автономией о прекращении огня только лишь усиливает необходимость в сильных действиях ЕС.
- Иран. Вашингтон продолжает поддерживать дипломатические усилия трех стран ЕС, направленные на то, чтобы убедить Иран прекратить свою программу разработки ядерного оружия. Тегеран пока что демонстрирует мало гибкости на этих переговорах, а также не проявляет заинтересованности в переговорах с Вашингтоном. Соединенным Штатам и Европе нужно подробно обсудить возможные следующие шаги, включая санкции Совета Безопасности Организации Объединенных Наций (СБ ООН) в случае, если эти переговоры будут сорваны. Мы не должны соглашаться на иранскую игру, которая рисует Соединенные Штаты как препятствие для усилий ЕС по разрешению ядерного вызова со стороны Тегерана.
- Демократизация Ближнего Востока. Как объявил г-н Буш-младший в своей инаугурационной речи, нет более срочного и важного дела, чем продвижение свободы на всем земном шаре. И нет такого места, где бы это было более важным в стратегическом плане или более трудным на практике, чем Большой Ближний Восток и Северная Африка. Европа со своим барселонским процессом на 10 лет опережает Вашингтон в продвижении свободы, прав женщин, свободы слова и свободных рынков в этом регионе мира. Однако, как выразилось одно официальное лицо в Барселоне, Европа мало что может предъявить за свои капиталовложения, составившие 10 млрд. евро. Америке и Европе нужно сравнить наилучшие практические действия и скоординировать свои подходы к этому критическому региону.
Будущее России, окружающая среда, Афганистан и эмбарго ЕС на продажу вооружений Китаю также будут требовать нашего совместного внимания. Несомненно, что по ходу дела выявятся разногласия.
Президент использует эту поездку, чтобы спросить, есть ли у нас сегодня в трансатлантическом сообществе видение будущего, действительно ли мы хотим взять на себя решение стоящих перед нами вызовов и способны ли мы работать совместно и вырабатывать общую повестку. От ответов, которые он получит, будет зависеть нечто гораздо большее, чем трансатлантические отношения.