Москва, 'Ассошиэйтед Пресс' - Инвесторы будут затаив дыхание ждать решения судьи американского суда по вопросам банкротства о том, принимать ли к рассмотрению иск "ЮКОСа" о признании компании несостоятельной. Решение должно быть вынесено в среду.
Но 'затаив дыхание' - не означает, что инвесторы будут болеть за "ЮКОС", у которого в прошлом году уже отобрали его самое крупное дочернее предприятие - якобы за налоги, хотя многим кажется, что за политику. Дело в том, что, если Летиция Кларк (Letitia Clark), судья по вопросам банкротства из Хьюстона, решит, что дело "ЮКОСа" входит в компетенцию ее суда, то отмена ограничений на долю иностранного капитала в российском газовом гиганте 'Газпроме', на которую возлагают надежду как ни на одну другую реформу российского рынка после распада Советского Союза, может быть отложена на неопределенный срок.
Также после этого решения на Россию и ее государственные компании могут как из рога изобилия посыпаться иски со стороны "ЮКОСа" и его владельцев, в результате чего надежд на то, что неопределенность российского инвестиционного климата, тучей висящая над страной уже два года с тех пор, как были арестованы главные акционеры "ЮКОСа" и дела компании покатились по наклонной плоскости, когда-нибудь рассеется.
- Как бы ни цинично это прозвучало, но правда жизни состоит в том, что инвесторы сейчас хотят, чтобы все это кончилось, а как - им уже неважно, - говорит Крис Уифер (Chris Weafer), специалист по стратегическому планированию московского 'Альфа-банка'.
В течение многих месяцев тянулось дело по налоговым недоимкам "ЮКОСа", когда-то крупнейшей российской нефтяной компании. В декабре, когда сумма налоговых претензий к "ЮКОСу" достигла 28 миллиардов долларов, его главное добывающее предприятие 'Юганскнефтегаз' было продано с аукциона, законность которого оспаривается до сих пор.
По словам экспертов, дело "ЮКОСа" развернулось в качестве наказания его бывшего генерального директора Михаила Ходорковского, сейчас находящегося под арестом, за то, что он финансировал оппозиционные партии. Кремль, в свою очередь, утверждает, что дело направлено прежде всего против нечистых на руку бизнесменов и их незаконных операций.
Почти перед самым аукционом "ЮКОС" предпринял последнюю отчаянную попытку сорвать его, подав в техасский суд иск о признании собственной неплатежеспособности, незадолго до предполагаемой продажи 'Юганскнефтегаза', объем добычи которого составляет миллион баррелей в сутки.
По заявлению адвокатов "ЮКОСа", американский суд вправе рассматривать это дело, поскольку финансовый директор компании Брюс Мизамор (Bruce Misamore) постоянно работает в Хьюстоне и, кроме того, в США зарегистрированы некоторые счета компании.
После этого Кларк издала чрезвычайное предписание, в котором запретила проводить аукцион по 'Юганскнефтегазу', но, как и ожидалось, компания была продана - однако, против всех ожиданий, не напрямую 'Газпрому'.
Предписание американского суда испугало международный банковский консорциум во главе с Deutsche Bank, который до этого должен был предоставить 'Газпрому' финансирование для покупки 'Юганскнефтегаза'. На самом аукционе представители 'Газпрома' отказались назначать цену, и 'Юганскнефтегаз' отошел другому претенденту - никому не известной фиктивной компании под названием 'Байкалфинансгруп', зарегистрированной по адресу небольшого магазина в Твери, одном из российских провинциальных городов. А еще через несколько дней 'Байкалфинансгруп' купила государственная нефтяная компания 'Роснефть'.
По словам Уифера, если бы 'Газпром' - крупнейшая компания России и единственный поставщик газа за рубеж, который поэтому используется еще и в качестве серьезного геополитического рычага - приобрел 'Юганскнефтегаз' напрямую в нарушение предписания хьюстонского суда, то все его экспортные поставки и зарубежные активы могли бы быть заморожены.
- А правительство никак не могло себе позволить подвергнуть опасности финансовые потоки и активы 'Газпрома', - считает Уифер.
Летиция Кларк теперь должна заслушать аргументы представителей Deutsche Bank, настаивающих на прекращении дела о банкротстве "ЮКОСа". Тогда и станет ясно, как на самом деле относится к "ЮКОСу" заокеанская судебная система. Представители банка настаивают на том, что "ЮКОС" связывает с Техасом слишком мало, чтобы принимать дело к рассмотрению в Хьюстоне.
Хотя многие считают "ЮКОС" невинной жертвой кремлевских махинаций, некоторые эксперты поговаривают, что было бы лучше, если бы многострадальная компания проиграла этот раунд, поскольку пока угроза судебного иска висит над 'Роснефтью', ее запланированное слияние с 'Газпромом', после которого ожидается снятие барьеров на покупку акций крупнейшей в мире газовой компании иностранными инвесторами, не продвинется ни на шаг.
Государство считает, что в качестве основного условия снятия ограничений его доля в капитале 'Газпрома' должна составить более 50%, а такой она станет после того, как 'Роснефть' станет частью 'Газпрома'. Однако, пока 'Роснефть' считается владельцем активов, обремененных судебным преследованием, слиянием никто заниматься не будет - по крайней мере, до тех пор, пока суд в Хьюстоне не решит, предоставлять ли "ЮКОСу" защиту от распродажи активов как неплатежеспособной компании.
Как считает Уифер, если суд Хьюстона примет решение в пользу "ЮКОСа", оно проторит дорогу для других подобных исков против России и российских государственных компаний. По его словам, давление со стороны иностранных судов вызовет серьезные споры в российском правительстве: 'ястребы' будут призывать полностью игнорировать решение суда, а либералы - отменить сделку по продаже 'Юганскнефтегаза'.
Если Кларк примет решение рассматривать дело, ее решение придаст веса поданному в пятницу иску со стороны "ЮКОСа", в котором компания требует от 'Газпрома', его бывшего подразделения 'Газпромнефти', а также от 'Байкалфинансгруп' и 'Роснефти' возмещения убытков в размере 20 миллиардов долларов.
- Если они примут [дело к рассмотрению], все будет уже очень серьезно, - говорит Рональд Смит (Ronald Smith), аналитик инвестиционного банка Renaissance Capital, специалист по нефтегазовой отрасли.