Через 15 лет после распада тоталитарной и эгалитарной страны - СССР, Владимир Путин, новый царь, должен осознать очевидное: несмотря на огромные доходы от нефти, которые, например, позволили стране досрочно расплатиться по долгам, разрыв в экономическом развитии регионов не перестает увеличиваться в России. На следующий день после трагедии в Беслане глава государства потребовал создания Федеральной комиссии по Северному Кавказу, который остается одним из беднейших регионов России. В знак приоритетности этого направления, российский президент назначил на пост главы этой комиссии Дмитрия Козака, второго по значимости человека в президентской администрации. Его отчет был представлен правительству в декабре прошлого года, но остался под спудом других бумаг.
Министр финансов России Алексей Кудрин так и не включил ни одного положения, рекомендованного в отчете, в свою программу. Он не мобилизовал никаких бюджетных средств, в то время как нефтедоллары текут в страну рекой вот уже несколько лет. У Путина есть повод для гнева, он отдает себе отчет в политической важности проблемы экономической балканизации огромной территории.
Беспокойство Кремля обосновано. Доход на душу населения в самой богатой из российских провинций превышает доход на душу населения в самой бедной в 35 раз! Эти цифры бросают тень на экономический рост последних лет. Правительство слишком рано начало принимать поздравления, в то время как впервые процент населения, живущего за чертой бедности, достиг отметки в 20% в прошлом году. За общим улучшением ситуации скрывается все растущее неравенство. Два самых богатых региона России - Тюменская область (8 981 доллар годового дохода на душу населения) и Москва (6303 доллара) приносят вместе треть ВНП России. После кризиса 1998 года эта доля составляла лишь четверть согласно исследованию 'Aton Investment Bank', проведенному в июне прошлого года (1). На данный момент 10% населения России вырабатывают треть ВНП!
Кроме того, исследование подтвердило, что есть провинции, полностью живущие на 'нефтяной ренте'. В самом богатом регионе производится 70% российской нефти. В целом, из двадцати наиболее благополучных регионов, восемь находятся на Дальнем Востоке, где сосредоточены значительные ресурсы. Оставшиеся 12 регионов находятся в европейской части России (центр, северо-запад, юг и бассейн Волги), либо речь идет о локализации в крупных городах. Благодаря своему рынку, Москва стоит на втором месте по своим богатствам. Наконец, в России существуют 13 городских центров, население каждого из которых превышает 1 миллион человек, тогда как во Франции только Париж перешагнул этот порог.
Инвесторам хорошо знакома эта карта благосостояния. Из 8.3 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций, полученных Россией в 2002 году, около 70% сконцентрировано в пяти регионах, первый из которых - Москва - получила 35% всей суммы (3 миллиарда). Напротив, в низу списка сосредоточены регионы Северного Кавказа: Северная Осетия (годовой доход на душу населения 768 долларов), Карачаево-Черкесия (652 доллара), Дагестан (525 долларов) и Ингушетия (253 доллара). В этих обездоленных регионах население в основном занято в сельском хозяйстве. И так мало рентабельное при советском режиме, сельское хозяйство пришло в упадок вместе с падением СССР. Недостаток кредитов, устаревшая техника, плохая регуляция земель: половину российской сельскохозяйственной продукции дают индивидуальные участки площадью не более половины гектара, а в сельском хозяйстве заняты 30 миллионов человек! Неудивительно, что растет миграция с этих земель (70%).
Однако во всех этих регионах (кроме одного) наблюдается значительный рост доходов на душу населения с 1999 по 2002 год. Даже в Ингушетии, самой бедной провинции из этой выборки, наблюдается 60%-ный рост дохода! Согласно авторам исследования, рост этот объясняется 'эффектом базы', усиливающимся в прогрессии, когда начальная отметка низкая. Трагедия в Беслане стала показателем глубокого кризиса, который был скрыт за хрупким 'экономическим чудом' последних лет, ставшим возможным благодаря нефти.
(1) Исследование проведено в 79 из 89 субъектов Российской Федерации с 1999 по 2002 год.