Был бы Джордж У. Буш переизбран на пост президента, если бы общественность знала, какую огромную долю ответственности несет его администрация за то, что теракты 11 сентября стали возможными?
Ответ на этот вопрос неизвестен, и о нем можно спорить. Однако на прошлой неделе мы с ужасом узнали, что Белый дом до окончания избирательной кампании положил под сукно отчет, где приводятся факты о вопиющей некомпетентности, а то и преступной халатности, допущенной администрацией Буша. Обнародованные - с большим запозданием - отрывки из все еще секретных разделов отчета комиссии по расследованию терактов 11 сентября, где говорится о том, что Федеральное управление гражданской авиации (ФУГА) (Federal Aviation Administration) не обратило внимания на многочисленные предупреждения о намерениях террористов из 'Аль-Каиды' угнать самолеты и использовать их по образцу камикадзе, свидетельствуют: трагедии можно было избежать.
Последние три года апологеты администрации пытаются превратить ФУГА в 'козла отпущения', свалив на него вину за теракты 11 сентября. Однако в конечном итоге за национальную безопасность отвечает лично президент, а не 'беззубое' ведомство, ставшее заложником бизнеса, за которым оно по идее должно надзирать.
Ужасная правда заключается в том, что администрация не предприняла ни одного из шагов, способных обеспечить приоритет безопасности людей над разнообразными политическими и экономическими интересами - в том числе нежеланием обидеть наших друзей из Саудовской Аравии и стремлением не допустить падения акций авиакомпаний.
Предостережения, которое разведслужбы направляли в ФУГА, носили куда более четкий и конкретный характер, чем те, о которых шла речь в показаниях Кондолизы Райс (Condoleezza Rice) комиссии по расследованию событий 11 сентября, когда она неохотно признала существование записки на имя президента, где говорилось об угрозе терактов со стороны 'Аль-Каиды'. Райс назвала эти предостережения 'чисто теоретическими', однако, как отмечается в недавно рассекреченном разделе отчета комиссии, целых 52 из 105 ежедневных разведсводок, полученных ФУГА (Райс тоже имела возможность с ними ознакомиться) до 11 сентября 2001 г., содержали конкретные упоминания об 'Аль-Каиде' и Усаме бен Ладене.
Учитывая столь поразительное равнодушие, проявленное администрацией по отношению к этим сигналам, нетрудно понять политические причины, по которым она поначалу сопротивлялась самому созданию комиссии по расследованию терактов, а затем пять месяцев препятствовала рассекречиванию важнейших разделов ее отчета. Члены комиссии, в том числе ее председатель - республиканец Томас Кин (Thomas Kean) - в свое время заявляли об отсутствии каких-либо соображений, связанных с национальной безопасностью, препятствующих обнародованию этих разделов.
Скажем прямо: неполное рассекречивание данных о трагедии 11 сентября - не мелкое бюрократическое нарушение. Со времен испытания атомной бомбы в Советском Союзе более полувека назад ни одно событие не оказало такого влияния на принятие политических решений в нашей стране, и тем не менее большинство главных вопросов о тем, как и почему произошла эта трагедия, остаются без ответа.
Более того, те факты, что стали нам известны, ставят под сомнение версию властей о том, что участники дьявольского международного террористического заговора просто воспользовались либерализмом и наивностью нашего общества. Вырисовывается совсем иная картина: банда террористов, действовавшая зачастую крайне неумело, осуществила свой замысел из-за того, что в высших эшелонах администрации с полным равнодушием отнеслись к сигналам тревоги, которые бывший директор ЦРУ Джордж Тенет (George Tenet) образно охарактеризовал так: 'Вся система мигала, как одна красная лампочка'.
Если бы администрация, столь чуткая к интересам большого бизнеса, поставила на первое место соображения безопасности, и укомплектовала все рейсы охранниками, несмотря на постыдные возражения авиакомпаний, не хотевших жертвовать платными местами в самолетах, почти 3000 человек в тот день, возможно, остались бы живы. Если бы наш президент на минуту прервал свой долгий отпуск на ранчо в августе 2001 г., и приказал усилить меры безопасности во всех аэропортах страны, нам вероятно удалось бы избежать двух кровавых войн и 'генерального наступления' на гражданские свободы внутри страны.
Вместо этого администрация, не пожелавшая до терактов 11 сентября выделить несколько десятков миллионов долларов, необходимые для укрепления системы безопасности в аэропортах, сегодня уже потратила на операции в Афганистане и Ираке почти 300 миллиардов. Кроме того, как показывают рассекреченные документы, эти две страны не имели к событиям 11 сентября никакого отношения. Тем же государством, которые, по крайней мере косвенно, были замешаны в этой трагедии, прежде всего нашим 'союзникам' - Саудовской Аравии и Пакистану - позволили выйти сухими из воды.
Кстати, к этим аспектам трагедии комиссию по расследованию вообще не подпустили. Мало кто знает об одном удивительном факте: изложение событий в отчете во многом базируется на материалах допросов лиц, задержанных после терактов, с которыми членам комиссии побеседовать не разрешили. Им запретили даже привлечь в качестве свидетелей сотрудников американской разведки, которые допрашивали задержанных.
Когда истина и подотчетность власти попираются со ссылкой на интересы национальной безопасности, общественность просто не в состоянии принимать обоснованные решения по важнейшим из стоящих перед нами вопросов - в том числе по вопросу о том, кого мы выбираем на пост верховного главнокомандующего.