Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Ричард Холбрук: Конец романа США и России

Действительно ли романтический период в отношениях Вашингтона и Москвы закончился?

Ричард Холбрук: Конец романа США и России picture
Ричард Холбрук: Конец романа США и России picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Нужно спросить, что получили Соединенные Штаты за свою политику "карт-бланша" в отношении России в последние 4 года. Сотрудничество в борьбе с терроризмом, безусловно, имело бы место в любом случае, а молчаливое согласие России на американскую систему противоракетной обороны едва ли укрепило безопасность нашей страны в условиях, когда главную угрозу для нее представляют террористы. Фактически, Вашингтон и Европейский союз сделали все, чтобы у Путина сложилось впечатление, что он может делать почти все, что угодно, в своем "ближнем зарубежье".

Ричард Холбрук в администрации Клинтона был послом США при Организации Объединенных Наций

16 февраля 2005 года. У Валдаса Адамкуса проблема. Этот семидесятидевятилетний президент Литвы приглашен - персонально, настойчиво, даже с некоторой угрозой - российским президентом Владимиром Путиным на мероприятие, на котором, как он считает, ему в действительности не следует присутствовать: торжества 9 мая в Москве по случаю 60-й годовщины победы Советского Союза над Адольфом Гитлером (Adolf Hitler). Это событие, в самом деле, перворазрядное: на него приглашены такие лица, как президент Буш-младший (George W. Bush), Тони Блэр (Tony Blair), Жак Ширак (Jacques Chirac), Герхард Шредер (Gerhard Schroeder), Сильвио Берлускони (Silvio Berlusconi), президенты других бывших советских республик и тысячи других.

Однако Адамкус не считает 9 мая 1945 года днем освобождения своей крохотной страны и ее прибалтийских соседей. "В тот день мы поменяли Гитлера на Сталина, и нам не следует праздновать это событие", - говорит он своим визитерам. Большинство литовцев, гордящихся своей центральной ролью в распаде Советского Союза в 1991 году, с этим согласны. Но Путин, кажется, просто отчаянно хочет, чтобы все бывшие советские республики поздравили Россию 9 мая; он даже использовал свою самую сильнодействующую угрозу, намекнув, что, если Адамкус не приедет, это может повлиять на поставки Россией нефти и природного газа.

Разумеется, сказал посол США в Литве Стив Малл (Steve Mull), Соединенным Штатам не важно, будет или нет Адамкус присутствовать на торжествах в Москве. Что делает эту проблему чем-то большим, чем социальное событие, так это то, что она симптоматична для тревожной тенденции в поведении России по отношению к территории, где когда-то правил Советский Союз. И это ставит администрацию Буша-младшего перед дилеммой, которая куда больше, чем стоящая перед Адамкусом.

Я не предсказываю и не призываю к возврату старых плохих времен "холодной войны". Эти времена, я думаю, ушли навсегда. Россия, хотя и значительно сократившаяся, сегодня является важной и легитимной частью мировой системы. Новая структура безопасности Европы, выработанная в периоды администраций Клинтона (Clinton) и Буша-младшего в содружестве с Борисом Ельциным и Путиным, больше не имеет своей целью сдерживание России, но предусматривает ее включение в Европу. Результатом этого стали некоторые исторические достижения и сотрудничество.

Однако продолжению этой продуктивной политики угрожают события последнего года, которые Запад больше не может игнорировать. Путина выводит из себя растущая независимость некоторых бывших советских республик, в первую очередь Грузии и Украины. Однако его неуклюжее вмешательство, которое не сумело предотвратить демократические народные восстания прошлого года в обеих вышеназванных странах, только лишь ослабило его позиции.

Одна из самых серьезных акций России была проигнорирована Вашингтоном и Европейским Союзом (ЕС): продолжающееся присутствие российских войск в соседних странах без согласия последних. В 1999 году Россия обещала постепенно вывести свои войска, размещенные в отдельных районах Грузии и Молдавии, - войска, которые оказывают поддержку сепаратистским движениям, дестабилизирующим обстановку.

Прошло 6 лет, а российские войска все еще не покинули зоны "замороженных конфликтов". На конференции в Мюнхене на прошлой неделе российский министр обороны Сергей Иванов сказал, что Москва никогда не давала подобного обещания - точка зрения на недавнюю историю, которую чиновники администраций Клинтона и Буша-младшего твердо отвергают.

Одновременно во внутренней политике Путин скатывается к тому, что можно назвать "мягким авторитаризмом". Губернаторов провинций больше не избирают, их сейчас назначает Кремль; растут ограничения для прессы; дело нефтяной компании "ЮКОС" можно сравнить с воровством, которое спонсирует государство. Между тем, война в Чечне не поддается решению, а сама Чечня стала печально знаменитым убежищем для террористов.

Поэтому нужно спросить, что получили Соединенные Штаты за свою политику "карт-бланша" в отношении России в последние 4 года. Сотрудничество в борьбе с терроризмом, безусловно, имело бы место в любом случае, а молчаливое согласие России на американскую систему противоракетной обороны (ПРО) едва ли укрепило безопасность нашей страны в условиях, когда главную угрозу для нее представляют террористы. Фактически, Вашингтон и ЕС сделали все, чтобы у Путина сложилось впечатление, что он может делать почти все, что угодно, в своем "ближнем зарубежье".

Только Джордж Буш-младший знает, что он там увидел, когда в 2001 году заглянул Путину в душу, однако это не стоило той цены, которая была за это заплачена. Россия также выступила против нас в вопросе Ирака, заняв такую же позицию, как Франция и Германия (если на то пошло, открыто координируя свои действия с ними). И теперь она проводит "наступление путем очарования" на Турцию, нашего исключительно важного (но глубоко отстраненного) союзника, чтобы установить с ней новые особые отношения, которые позволили бы России распространить свое влияние на этот взрывоопасный регион. Путин также присоединился к Китаю в призыве к выводу всех американских войск из республик Средней Азии. И вот теперь Москва наложила вето на продолжение работы в Грузии небольшой группы от Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), осуществлявшей мониторинг обстановки на границе. Представляется, что Москва имеет намерение ослабить эту важную организацию.

Администрация США должна пересмотреть свои отношения с Россией. Игнорирование поведения Путина сделало бы посмешище из инаугурационной риторики Буша-младшего относительно свободы и демократии. Но будет непросто перестроить личные отношения между двумя могущественными и уверенными в себе лидерами.

Действительно ли романтический период в отношениях Вашингтона и Москвы закончился? Первая проверка наступит на следующей неделе, когда Буш-младший и Путин встретятся в Братиславе, Словакия. Затем, разумеется, будет встреча на праздновании 9 мая, которую Путину хотелось бы на следующий день превратить в саммит НАТО-Россия, что в нынешних обстоятельствах является немыслимым.

Россия страдает от того, что Строуб Тэлботт (Strobe Talbott), бывший заместитель государственного секретаря и специалист по России, называет "эффектом Родни Дэнжерфилда" (Rodney Dangerfield): ее не уважают. Но действия Путина не вернут ей уважения. Соединенные Штаты и ЕС должны установить четкие отметки, начиная с нового упора на соблюдение обещания от 1999 года о выводе войск. Если это не будет сделано, слишком долго игнорировавшийся вопрос вскоре станет первоочередным. Но к тому времени будет слишком поздно.

____________________________________________________________

Избранные сочинения Ричарда Холбрука на ИноСМИ.Ru

Чаинки на дне чашки ("The Washington Post", США)

Из "палаточного городка" в НАТО ("The Washington Post", США)

Америка должна дать России дозу "жесткой любви" /совместно с Марком Бжезинским/ ("The Financial Times", Великобритания)

Судный день ООН ("Newsweek", США)

США совсем не обязательно действовать таким образом ("The Washington Post", США)