Стоя между рядами трансмиссионных валов в огромном цехе украинского автомобильного завода, Стефан Лаксгубер, руководитель финансового фонда из Германии, внимательно смотрит за тем, как рабочие прикручивают различные детали трансмиссии к большой стальной раме, медленно ползущей по сборочной линии.
'Некоторые из их операций очень современные, некоторые нет', - отмечает Лаксгубер. Он стал одним их 20 западноевропейских руководителей фондов, совершивших недавно экскурсию в украинскую промышленную глубинку. Поездку организовала местная посредническая фирма Concorde Capital, занимающаяся привлечением иностранных инвестиций.
Эти люди надеются оказаться в авангарде новой волны иностранных инвестиций на Украине, представляющей один из самых забытых рынков на востоке Европы.
Они делают ставку на то, что новый прозападный президент Украины Виктор Ющенко начнет быстрыми темпами осуществлять обещанную им экономическую либерализацию. Concorde Capital называет это 'оранжевыми инвестициями' - по аналогии с оранжевой революцией, помогшей Виктору Ющенко прийти к власти.
Первую остановку инвесторы делают на АвтоКРАЗе, заводе в городе Кременчуг, что в центральной Украине. Завод производит сверхтяжелые грузовики, которые выглядят так, будто их привезли из 70-х годов. Компания быстро развивается благодаря восстановлению экономики региона и контракту на поставку 2000 грузовиков для иракской армии.
Лаксгубер начал скупать украинские акции в 2003 году, и с тех пор они удвоились или утроились в цене. 'Я хочу увеличить украинскую долю в своем фонде', - говорит он.
Вчера еще один десант из 100 инвесторов высадился в Киеве, чтобы принять участие в конференции, организованной российским инвестиционным банком 'Ренессанс Капитал', который в прошлом году открыл свой филиал в Киеве. Часть инвесторов должна была полететь в восточный Днепропетровск, чтобы посетить ракетный и трубопрокатный заводы.
Директор украинской брокерской компании Dragon Capital Томас Фиала говорит, что большая часть иностранных инвестиций на Украине делится на две большие категории. Часть инвесторов хочет производить товары для внутреннего рынка, который быстро расширяется (в прошлом году рост ВВП составил 12 процентов). Другие видят в Украине дешевую производственную базу, имеющую легкий выход на рынок Евросоюза. Европейские изготовители одежды и их субподрядчики переводят свое производство в западные районы Украины, расположенные прямо на границе Европейского Союза.
Задача нового правительства Ющенко состоит в том, чтобы превратить любопытство, проявляемое такими инвесторами, как Лаксгубер, в стабильный рост поступающих в страну инвестиций.
Прямые иностранные инвестиции увеличились с 690 миллионов долларов в 2002 году до 1,4 миллиарда долларов в 2003 году, однако в 2004-м увеличения не произошло.
Отдел разведывательной экономической информации делает прогноз, что в 2005 году объем прямых иностранных инвестиций достигнет 1,9 миллиарда долларов. Однако по оценке Фиалы он составит 3 миллиарда. И Фиала заявляет, что эту цифру можно еще увеличить за счет нескольких крупных сделок, подобных предполагаемой перепродаже крупнейшего сталелитейного предприятия Украины 'Криворожсталь'.
Производство продукции массового спроса, такой как сталь и химические удобрения, составляет становой хребет украинской экономики, и в этих секторах по-прежнему доминируют внутренние инвесторы. Тесные связи между главными бизнес-группировками и бывшим правительством отпугивали потенциальных инвесторов и заставляли производителей из Европейского Союза требовать защиты от того, что они расценивали как недобросовестную конкуренцию. В результате этого сегодня Украина продает большую часть своей экспортной продукции на развивающиеся рынки России, Китая и Ближнего Востока.
Ющенко надеется, что его репутация демократа поможет открыть двери на рынки Европейского Союза. Он говорит, что намерен перенести упор в экономике с производства товаров широкого потребления на продукцию с более высокой добавленной стоимостью.
Однако большинство украинских компаний плохо подготовлено к наступлению на западный рынок. 'АвтоКРАЗ', например, продает свои старомодные грузовики развивающимся странам с маленькими бюджетами и плохими дорогами.
Concorde Capital надеется убедить владельцев 'АвтоКРАЗа' продать 25 процентов акций плюс одна (блокирующий пакет), что даст миноритарному владельцу право наложения вето на крупные решения компании. По словам Фиалы, такая сделка стоимостью 25 миллионов долларов не изменит мир 'АвтоКРАЗа', поскольку компании для составления конкуренции крупным изготовителям тяжелых грузовых машин потребуется не менее 200 миллионов долларов капиталовложений. Но это может стать первым шагом.