Киотский протокол, предусматривающий сокращение эмиссии углекислого газа, вступает в силу 16 февраля при обстоятельствах, над которыми политики во многих странах даже не задумываются. Они твердят о 'глобализирующемся мире', когда это касается тех или иных экономических явлений, однако не спешат признавать общую угрозу человечеству, которую несет в себе глобальное потепление, хотя факторы, которые его вызывают, не считаются ни с национальными границами, ни с таможенными службами.
Соединенные Штаты, на долю которых приходится всего четыре процента населения Земли и одновременно четверть всех выбросов парниковых газов, которые и ведут к глобальному потеплению, в том числе диоксида углерода, вышли из протокола еще в период первого пребывания Джорджа Буша на посту президента США.
Китай и Индия, которые, как ожидается, будут играть роль двигателей экономического роста в 21-ом столетии и таким образом их доля выбросов углекислого газа в атмосферу будет только увеличиваться, были освобождены от обязательств по сокращению эмиссии в период действия первой фазы соглашения, то-есть до 2012 года.
Таким образом, бремя исполнения Протокола - детища рамочной конвенции ООН об изменении климата - ложится в значительной степени на плечи Европейского союза, Канады, Японии и России.
Администрация Буша, усматривающая в обязательствах по сокращению эмиссии угрозу экономическому росту США, возражает против освобождения от них потенциально крупных экономических систем типа Индии и Китая. При этом она игнорирует тот факт, что такое освобождение - лишь форма 'специального и дифференцированного подхода' к развивающимся странам, который применялся в свое время во время переговоров в Уругвае, которые привели к созданию Всемирной торговой организации.
Сомнительно, что ВТО вообще появилась бы на свет, если бы в Марракешском соглашении не был бы зафиксирован этот принцип 'специального и дифференцированного подхода'. Если бы он не был бы повторен в Декларации о развитии, подписанной в Дохе, престиж ВТО как форума для будущих торговых переговоров был бы сильно подорван.
Игнорируя эту действительность и держась в стороне от Киото, США не только ослабили глобальные усилия по борьбе с явлением, которое считается главной причиной опустынивания, наводнений и других бедствий, но и подорвали собственные возможности вмешиваться в выполнение протокола в положительную и желательную сторону.
Индия и Китай, скорее всего, столкнутся со все возрастающим давлением, которое будет оказываться на них, чтобы заставить их в будущем выполнять обязательства по сокращению, несмотря на их позицию, состоящую в том, что сначала такие обязательства должны взять на себя США как самый большой загрязнитель окружающей среды в человеческой истории.
Хотя все это очень похоже на принципиальную демонстрацию гегемонистского подхода, в действительности это может означать признание того факта, что американское лидерство требуется для любого сколько-нибудь значимого начинания мирового масштаба.
Австралия пока что предпочла последовать примеру США. Собственная позиция Европейского союза, кажется, ослабляется Италией, которая заявила, что пересмотрит свое членство в протоколе, если США не присоединятся к нему к 2012.
Тони Блэр, как сообщают, объявил о своем намерении сделать все возможное и невозможное, чтобы гарантировать, что Вашингтон присоединится к соглашению.
Чего недостает всем этим усилиям - так это понимания того, что в принципе политика, направленная на защиту окружающей среды, должна строиться в пользу бедных стран, должна защищать их доступ к природным ресурсам. И что если национальные государства будут продолжать считать, что экономический рост неизбежно сопряжен с уничтожением природных ресурсов, то проигравшие в экономическом отношении страны могут однажды отказаться от самой концепции экономического роста в нынешнем его понимании.