Хьюстон, 17 февраля 2005 года. Российская нефтяная компания ОАО "ЮКОС" воспользовалась поддельными документами для обоснования своего заявления в суд США о защите от банкротства, заявил в суде города Хьюстон адвокат немецкого банка "Deutsche Bank AG", требуя, чтобы это дело было закрыто.
В первый же день того, что, как предполагалось, станет двухдневным разбирательством дела о банкротстве под председательством судьи Летиции Кларк (Letitia Clark), адвокат "Deutsche Bank" Хью Рей (Hugh Ray) заявил, что "ЮКОС" подделал даты документов, касающихся банковского счета на сумму 2 млрд. долл. США, чтобы представить дело так, будто эта компания имеет активы в США, что является непременным предварительным условием для убеждения американских судов в необходимости вмешаться.
"ЮКОС" защищал свое право обратиться в американский суд, утверждая, что суд города Хьюстон обладает юрисдикцией по этому делу, потому что финансовый директор "ЮКОСа" Брюс Мизамор (Bruce Misamore) с начала декабря прошлого года руководит делами из своего дома в Хьюстоне. Г-н Мизамор также сообщил суду, что "ЮКОС" переместил свои фонды из дочерних предприятий в США, чтобы подкрепить свои заявления.
В декабре "ЮКОС" обратился за защитой от банкротства в соответствии со статьей 11, добиваясь, чтобы российскому правительству запретили продажу на аукционе своего основного добывающего подразделения, компании "Юганскнефтегаз", для погашения недоимок по долгам в сумме 28 млрд. долл. США. "Deutsche Bank" возглавлял финансовую коалицию, которая намеревалась профинансировать готовившуюся покупку "Юганскнефтегаза" компанией "Газпромнефть", в прошлом принадлежавшего российскому правительству структурного подразделения газового гиганта ОАО "Газпром". Но когда судья Кларк вынесла запретительное постановление, чтобы помешать проведению аукциона в декабре, российские власти продали "Юганскнефтегаз" ранее неизвестной российской компании "Байкальская финансовая группа", которую затем купила государственная нефтяная компания ОАО "Роснефть".
В результате главное нефтедобывающее подразделение "ЮКОСа" было, по сути, национализировано; однако одновременно это затормозило выполнение плана Кремля о слиянии "Роснефти" и "Газпрома". Это слияние должно было проложить путь к отмене ограничений на покупку иностранцами тех акций "Газпрома", которые не принадлежат правительству, чего инвесторы добиваются вот уже многие годы. Если судья Кларк закроет дело, "Газпром" сумеет завершить эту свою сделку.