Президент Владимир Путин потерял для многих россиян ореол доброго царя из-за реформы, скверно подготовленной и проведенной. Поскольку, отменив льготы, Кремль отказался от негласного минимального консенсуса, которого придерживался сначала Советский Союз, а затем Россия: мы, правительство, платим вам мало и не разрешаем заниматься политикой, но взамен вы получаете жилье, дешевый хлеб и бесплатный транспорт; и вы можете за небольшие деньги ездить в отпуск.
Эта политика умиротворения была продолжена после падения коммунизма. Бесплатный проезд на общественном транспорте для пенсионеров был введен, например, в Москве только в 90-х годах, затем в регионах. Во второй половине 90-х годов парламент принял решение о введении других льгот с тем, чтобы компенсировать населению заработную плату, которую оно не получало месяцами. За проезд в автобусах не платила, по меньшей мере, половина пассажиров: пенсионеры, студенты, чиновники, солдаты. Результат: большие долги у транспортных предприятий, разваливающиеся автобусы и трамваи. То же самое касается других сфер, таких, как государственное жилье, за которое почти никто не платил, не говоря о плате за газ и электроэнергию.
Чисто с экономической точки зрения реформа действительно давно назрела. Однако по-человечески и с политического угла зрения необходимость в государственной благотворительности остается. В России выживают исключительно благодаря дотациям и приусадебным участкам не только пенсионеры. Большинство людей еще не поняли всех последствий сокращения льгот. Но в мае многие миллионы россиян поедут за город, чтобы посадить на дачах картофель к следующей зиме. За проезд в электричках, прежде бесплатных, придется теперь платить - возможно, это повод для очередных демонстраций.
Министрам отказываться ни от чего не надо
Причиной того, что россияне так активно протестуют, является также то, что сокращение льгот не является по-настоящему легитимным с политической точки зрения. Сокращение льгот было предложено министрами, президент приказал, утвердили послушные парламентарии, которые для себя, в отличие от населения, не только оставили все привилегии советских времен, но и добавили новые. В придачу к бесплатному жилью, дачам, служебным автомобилям и многому другому - зарубежные поездки и большие оклады. В парламенте данные министров о том, скольких же людей все-таки коснулось сокращение льгот, расходятся на несколько миллионов человек - доказательство того, сколь безразличны, в конечном счете, для многих правителей в России люди, которыми они правят.
Путин не сделал ничего, чтобы развеять это ужасное впечатление. Вместо того чтобы обосновать необходимость сокращения льгот еще до начала реформы, он отдает приказы министрам в Кремле и наказывает их за якобы допущенные ими ошибки. Очевидная попытка извинения, но и бесполезная по той причине, что президент лишает самостоятельности все другие демократические институты и концентрирует власть в своих руках. Ошибки возвращаются бумерангом к нему самому.